Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНАЯ ТРЕВОГА


Меланченко Елизавета

Школьная дезадаптация: методы работы с особым ребенком

Увидеть проблему – это только начало. Самое важное – понять, что конкретно мешает ученику адаптироваться к школьной жизни

В образовательных учреждениях появляется все больше детей, которым чрезвычайно тяжело адаптироваться к условиям школьной жизни. Как правило, дезадаптация проявляется в том, что ребенок оказывается не в состоянии освоить учебную программу. Но и хорошо успевающий ученик нередко ощущает себя в школе крайне дискомфортно.
Чаще всего проблемы дезадаптации возникают в первом классе, во время перехода из начальной школы в среднюю и в так называемый период пубертата, когда ребенку исполняется 13–14 лет. Как педагог может помочь таким детям?

Симптомы...

Первый шаг учителя в работе с дезадаптированным ребенком – обнаружение проблемы. Дезадаптация не всегда проявляется в отчетливо выраженной форме, но в любом случае ее можно распознать, применив известные критерии. Назовем их: время активного внимания; поведение на уроке и на перемене; реакция на слова учителя; успешность, быстрота и качество выполнения учебных заданий.
Подробнее о признаках дезадаптации пойдет речь ниже, а пока сделаем несколько предварительных замечаний.
Прежде всего надо пояснить, что стоит за термином «время активного внимания». Здесь имеется в виду время, в течение которого ребенок адекватно присутствует на уроке: он вас слышит, понимает обращенную к классу речь и может выполнить задания, которые написаны на доске или произнесены учителем. Так вот у некоторых детей период активного внимания бывает всего 5 минут, у других – 10, у третьих – 15... Кстати говоря, «выпадение» из урока не обязательно проявляется в том, что ребенок начинает вертеться, разговаривать с соседом по парте или черкать какие-то непонятные линии в тетрадке. Ученик может сидеть совершенно спокойно, делать вид, что он прилежно внимает словам учителя. Как же понять, что время активного внимания у конкретного ребенка закончилось? В этом может помочь особым образом сформулированный вопрос. Если, например, учитель просит повторить то, о чем он только что говорил, а ребенок встает и повторяет – это еще ничего не значит. Но можно попробовать поставить вопрос иначе: что ты думаешь о том, что я сказал? Ученику, который слушает педагога механически, будет сложно ответить на такой вопрос.
Одним из главных симптомов школьной дезадаптации является неспособность ребенка контролировать свои эмоции и поведение, о чем могут свидетельствовать заикание, навязчивые состояния, тики, частые отлучки в туалет. Кроме того, дезадаптированный ребенок не вовлечен в жизнь класса, как правило, он не пытается или не может наладить контакты со сверстниками.
Реакция ребенка на обращение учителя может быть быстрой или замедленной. Но быстрая – не означает правильная. К детям, которые обычно реагируют быстро, но неверно, тоже стоит присмотреться.
При проверке тетрадей имеет смысл обратить внимание не только на правильность выполнения заданий, но и на то, насколько хорошо оформлена работа и как она структурирована. Правильно, но неаккуратно сделанные задания сигнализируют о возможной дезадаптации.

Первичная диагностика

Следующий шаг – постановка первичного диагноза. Учителю важно не только заметить проблему, но и понять ее причины. Здесь первостепенное значение имеет профессиональная установка педагога. Если учитель привык списывать проблемы ученика на отсутствие способностей или какие-либо отрицательные черты характера, о помощи говорить не приходится. Но это непрофессиональная позиция.
Если же учитель действительно стремится помочь ребенку, стоит детально познакомиться с возможными причинами дезадаптации. Ведь внешние признаки дезадаптации у двух разных детей могут быть похожими, а суть проблемы – совершенно различной. Значит, и работать с этими детьми надо по-разному.
Чтобы понять, что именно мешает ребенку адаптироваться к школьной жизни, педагогу необходимо поддерживать тесные контакты с родителями, так как некоторые вещи можно узнать только от них. Например, получить информацию о том, что ребенок перенес родовую травму или тяжелое заболевание. Нередко это является причиной осложнений в поведении и обучении.
Подчеркнем, что самостоятельно педагог может провести только первичную диагностику. Важно понимать, что дезадаптация – это широкая область, включающая в себя множество самых разнообразных проблем: психических, нейрофизиологических, социальных. И разобраться в этом неспециалисту крайне сложно. Но, конечно, если специалиста по каким-то причинам нет «в пределах доступности», педагогу не остается ничего другого, кроме как повышать собственную квалификацию.
И, наконец, самое главное – не должно быть диагностики ради диагностики. Если учитель говорит: я обнаружил проблему, а теперь пусть психолог ее решает – это худший вариант. Методы решения психологу необходимо вырабатывать совместно с педагогом. Тогда значительно возрастают шансы на успешный результат.

Гиперактивные дети

Опыт взаимодействия со школами показывает, что чаще всего учителя жалуются на гиперактивных детей. Возможно потому, что у них признаки дезадаптации проявляются наиболее явно: эти ребята постоянно всем мешают.
Что же может сделать педагог, чтобы помочь адаптироваться к школе гиперактивному ребенку?
Прежде всего следить за временем его активного внимания и выстраивать жизнь ребенка с учетом этого фактора. В определенные периоды (за несколько минут до момента проявления гиперактивности и выпадения из урока) надо дать ученику возможность снять напряжение. Каким образом?
Здесь уместно рассказать один пример из практики моей коллеги. В школе, где она работала, был мальчик, хорошо успевавший только по одному предмету. Естественно, у педагога не было с ребенком никаких проблем. В то же время учителя других дисциплин регулярно на него жаловались. В чем дело? Может быть, существовал какой-то «волшебный» секрет, известный только одному педагогу? Волшебство заключалось в следующем: учительница знала, как с течением времени меняется активность ученика, и отслеживала это время по часам – минуты за две до того, как он должен был начать вертеться, она предлагала ребенку встать, выйти из класса и проскакать на правой ножке в один конец коридора, а затем на левой – обратно. Мальчик возвращался в класс и спокойно продолжал работать.
Или другой пример: в подготовительной группе детского сада, где ситуация мало чем отличается от первого класса, в определенное время гиперактивному ребенку говорили: теперь Илюша встанет и раздаст всем карандаши и тетради. Кроме того, Илюша отвечал за то, чтобы все ставшие ненужными записи были вовремя стерты с доски.
Гиперактивным детям требуется постоянный эмоциональный контакт с учителем. Смотрите как можно чаще им в глаза, иногда дотроньтесь до плеча или спины. Таких детей не надо сажать за заднюю парту.
Задания им следует давать в простой одноуровневой форме с положительным подкреплением. Что это значит? Многоуровневая инструкция – это когда учитель говорит: «Возьмите ручки и положите их в портфель». А одноуровневая: «Возьми ручку». Ребенок берет ручку, после чего учитель говорит: «Молодец, теперь достань пенал. Достал? Молодец, положи ручку в пенал...»
Желательно, чтобы игры с гиперактивными детьми проходили в сенсорно обедненной среде. На музыкальных занятиях не стоит увлекаться фонариками и блестящими лентами. Тип взаимодействия педагога и гиперактивного ребенка должен быть эмоционально нейтральным. Нельзя переключать внимание ребенка на бурную эмоцию взрослого.
Главнейшей составляющей социальной адаптации для детей с гиперактивностью является развитие навыков контроля и самоконтроля. В основе самоконтроля лежит как мотив социально приемлемого поведения, так и умение управлять своим поведением. Чтобы ребенок научился делать это, необходимо работать над процессами самопознания. Поскольку дети с гиперактивностью часто имеют неадекватные представления о собственном теле (они, например, не могут с закрытыми глазами показать, где у них локоть или колено, не могут понять, до какой части тела дотронулся взрослый или ребенок), необходимо подключение специалистов, которые проведут диагностическое обследование, дадут конкретные рекомендации и проведут коррекционные мероприятия. Это может быть школьный психолог, игротерапевт.

Дети со сниженной активностью

Дезадаптированность детей со сниженной активностью в коллективе долго остается незамеченной, поскольку, как правило, они имеют интеллектуальный потенциал выше среднего. Учение (чисто внешне) дается им легко. Правда, они все делают очень медленно. Такой ученик обычно позже всех сдает работы, из 10 заданий может выполнить три. Но если дать ему неограниченное количество времени – он все сделает.
Основная рекомендация: детей со сниженной активностью не надо подгонять и перегружать. Разумеется, таким детям не место в гимназическом классе с высоким темпом работы. Им бесполезно проводить дольше времени за уроками. Для них нужно выделить какой-то отрезок времени и попробовать укладываться в этот временной интервал. Не доделал что-то – ну, значит, мы не успели.
Полезно практиковать различные игры, повышающие энергетический потенциал. Например, самое простое: пускать и ловить мыльные пузыри. Во время перемены можно похлопать в ладоши: расположить ладони перпендикулярно друг другу и произвести резкие хлопки с интервалом в 1 секунду (5–10 хлопков).
Игры должны происходить в сенсорно обогащенной среде, с использованием блестящих, светящихся предметов, громкой музыки. Замечательно, если учителя взаимодействуют с ребенком, применяя принцип эмоционального заражения: «Посмотри, как красиво! Как оно блестит (гремит, грохочет)! Как это здорово! Какие замечательные блики!»
Родителям детей со сниженной активностью надо порекомендовать соблюдать адекватный режим дня. Дома в выходной день родитель должен подсчитать, сколько часов спит ребенок, если его не будить. А накануне буднего дня, перед школой, следует укладывать ребенка с таким расчетом, чтобы он проспал «выходное» количество часов. Вялым детям необходимы прогулки. Гулять нужно не менее полутора часов в день. Не надо водить ребенка, условно говоря, в 10 секций, если из-за этих занятий он лишается возможности погулять.
С причинами сниженной активности необходимо тщательнейшим образом разбираться. Специалист, которого следует подключить как можно раньше, должен посмотреть, как у ребенка работают сосуды, не надо ли с ним позаниматься, используя специальные двигательные упражнения. Если корень проблемы в больной щитовидной железе – мы не достигнем успеха, пока не пролечим основное заболевание.

Дети с дефицитом внимания

Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, малейший шорох или шум может «выбить» его из ситуации обучения. В чем дело? С большой вероятностью можно предположить, что это симптомы дефицита внимания. Ребенок с дефицитом внимания воспринимает мир как бы целиком, он не умеет дифференцировать событийный ряд. Например, прослеживая глазами движущуюся машину, он видит ее вот здесь, и вдруг – бац! – она оказалась в другом месте. А раз он не понимает связи между событиями, то у него нарастает тревога, и он начинает вести себя асоциально.
Если с таким ребенком заниматься как с гиперактивным, то мы ничего не добьемся. С ним надо выстраивать работу совершенно иначе. Как именно?
Мы существенно облегчим жизнь ученику с дефицитом внимания, если начнем комментировать его поведение, объяснять, что в той или иной цепочке событий является причиной, а что – следствием.
Большие задания для детей с подобными проблемами стоит разбивать на маленькие, конкретные. Объем внимания и оперативной памяти у таких детей снижен, следовательно, усвоить задачу из нескольких этапов им сложно. Полезно повторить задание, встав рядом с ребенком и, желательно, положив руку на плечо, наклонившись над ним.
Не надо спрашивать его первым. Отсроченная память у него порой бывает лучше, чем мгновенная. В начале урока стоит спросить активного ребенка, а затем ученика с ограниченным вниманием.
У ребенка с дефицитом внимания на столе должен лежать план урока. Ему важны зрительные опоры для лучшей ориентации на занятиях. Об изменении распорядка и новых событиях лучше предупреждать заранее.
В младших классах у такого ребенка перед глазами должен лежать список правил – что можно и что нужно делать на уроке, на каком можно рисовать, на каком писать. Не надо только формулировать правила в негативной форме, например: «на уроке математики нельзя рисовать». Подобную информацию лучше изложить следующим образом: «рисовать можно только на уроках по изобразительному искусству».

Рейтинг@Mail.ru