Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Школа не работает. Школа отчитывается...

Все время и силы уходят на исполнение ведомственных предписаний

Заканчивается учебный год, но не работа школы. «Готовимся к ремонту… создаем летний лагерь… проводим промежуточную аттестацию в средней школе… занимаемся созданием бригад для летней практики… работаем над документами».
Приказы следуют за приказами, и по каждому сдается отчет.
Если что-то в современной школе и развивается, то это культура делопроизводства и документохранения. Она давно вышла за порог приемной директора и превратила педагогов в секретарей. Урок ли, ремонт, лагерь – учитель все время что-то пишет, пишет. Вот невыдуманная история. «Что вы пишете?» – спрашивает ученик. «Заполняю планшет твоего индивидуального образовательного маршрута, не мешай, пожалуйста, это надо срочно сдать».
Казус, но ведь и в самом деле качество работы учителя измеряется количеством своевременно поданных бумаг!
И воспринимается этот казус как должное. Все спокойны.

«Есаулы приехали!»

О том, что в нашем образовании идут системные изменения, мы слышим, читаем каждый день. Но что это означает для отдельной школы, конкретного учителя и ученика?
«Мне все время некогда, – рассказывает директор маленькой школы на окраине города, где учатся шестьдесят детей, – в штате ни секретаря, ни завхоза, единственный помощник – завуч по учебно-воспитательной работе, да и то на полставки. А документов очень много, не успеваем подавать. Но от школы в микрорайоне ждут совсем другого: клуба поблизости нет, давно сгорел, и все привыкли, что вся культура в школе. А теперь, когда ни времени, ни денег у нас не осталось совсем, нам не до мероприятий. Поэтому когда к нам пришли люди из «Казачьего круга» и предложили помощь во внеклассной работе, мы обрадовались».
Для начала казаки вместе с детьми летний сад расчистили, ремонт в спортзале сделали: «Пол покрыли какой-то невиданной краской, не стирается». Теперь дети изучают боевые искусства, учатся владеть шашкой, плести нагайки, плясать по-казачьи. Их уже зовут выступать на городских праздниках, и тогда им выдают красивую форму. Как не радоваться педагогам: мальчики из социально неблагополучных семей видят образцы мужского поведения, примеры здорового образа жизни.
Только непременным условием своего пребывания в школе волонтеры поставили изучение с детьми Закона Божьего, соблюдение православных традиций. Храм, при котором состоят казаки, жертвует детям одежду. И как-то вдруг оказалось, что без молитвы и урок начинать грех.
Мой вопрос: «Не боитесь ли вы…» – был прерван: «Не боюсь, и знаете почему? Ничего плохого в этом не вижу. И потом: разумеется, я советовалась в отделе образования».

«Из жалости к детям»

Бумаги пишем про одно – делаем совсем другое. Требуют, например, чтобы школа работала по продвинутым программам. Будто они обеспечивают качество образования. А то, что программа не соответствует возможностям детей, – дело десятое. Про потребности ребенка речь вообще не идет. Например, в поселковой школе приказано учить детей начальной школы по Занкову. Система, как известно, хороша для учеников, имеющих навыки абстрагирования,
развитое воображение и охоту думать. В городских школах в классы по Занкову ведут отбор, интересуются желанием родителей, а тут учат всех, причем дошкольного образования дети в поселке не получают, сада нет.
«Деток жалко, – рассказывает учительница, – им очень трудно». – «А нельзя учить их более подходящим способом, пусть бы в журнале вы писали, что по Занкову?» – «Что вы, нас постоянно проверяют: контрольные, срезы то и дело. Семинары приходится проводить, открытые уроки. Деваться некуда, приходится много заниматься дополнительно, чтобы их натаскать. Но знаете, я из жалости к детям нашла выход». – «Какой же?» – «Духовность».
Проще говоря, учительница каждый день немного рассказывает детям про страсти Христовы, мученичество и терпение, вину и расплату. Будто бы это воодушевляет ребятишек и они больше стараются. И даже, говорит, радость в их глазах появилась.
Символично: во время нашей беседы в актовом зале школы шла районная научно-практическая конференция старшеклассников «Космос. Земля. Вселенная», последнее мероприятие в этом году.

Ради большой галки

На конференции все замечательно: доклады скачали, распечатали, красиво оформили. Презентации показали, на вопросы ответили, нафотографировались, сели в школьные автобусы и укатили. Все счастливы: мероприятие районного масштаба заслуживает большой галочки.
Но может быть, я несправедлива и для ребят, участников конференции, она была важным событием? Разговариваю со старшеклассником, который представлял сайт научного общества своей школы, чем и умилил членов жюри: «Вот вам и деревня!» Но парень смущается: сайта не существует, это презентация в формате Powerpoint на флешке. «Как? Но ведь вы дали адрес сайта, и я его записала». – «Мне сказали так сделать, и я сделал». Не новость: дети относятся к подлогам с пониманием. Все знают, что так делать нехорошо, но делают, потому что хорошо делать нет ни времени, ни ресурсов. Отказаться от участия тоже невозможно: рейтинг школы упадет. Ведь это говорят о качестве, а меряют-то количество!

Приказные и писцы

Соотнести слова и дела в школе становится все труднее. Заявлений о системных изменениях в образовании все больше, а условий для соблюдения права ребенка на безопасное образование все меньше.
Общая заинтересованность работников образования в несоблюдении правового поля растет, потому что нереально – совпасть с теми критериями, которые школе определили руководители образования, выполнить те функции, которые ей навязали.
Государство планомерно передает ответственность и риски принятия решений вниз, на региональный, муниципальный уровни, на уровень образовательного учреждения. Вниз – новые функции, а деньги – наверх. На словах свобод на местах становится все больше; на деле – почти никаких возможностей для выполнения своей непосредственной работы у директора и учителя не остается. Все время и силы уходят на имитацию исполнения бесчисленных ведомственных предписаний: контроль результатов и надзор за процессами осуществляются исключительно за счет отчетной документации.
Однако дети растут, а подумать о том, что сегодня творится вокруг ребенка, пришедшего в школу учиться, некому. Да и некогда нам заглядывать в будущее на десять–пятнадцать лет вперед. Ведь приказы идут за приказами!

Рейтинг@Mail.ru