Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2008
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Луговая Елена

Чтобы права ребенка не оставались декларацией

Десять лет назад в России был создан институт уполномоченных по правам ребенка. Сегодня такие специалисты работают в 23 субъектах Федерации.

«Результаты работы уполномоченных свидетельствуют, что практически нет таких областей жизнедеятельности ребенка, где бы в той или иной степени не нарушались его права», – отметила заместитель Председателя Госдумы Надежда Герасимова, открывая парламентский «круглый стол», посвященный работе уполномоченных по правам ребенка.
Сегодня основными направлениями деятельности детских омбудсменов является защита прав детей, проведение независимых проверок и мониторингов.
Особенно интересен опыт работы школьных уполномоченных по правам ребенка. В столице такая работа ведется на протяжении 10 лет на базе школ Южного округа.
О причинах создания такой системы рассказала Ляля Неповиннова, руководитель проекта по учреждению института уполномоченных по правам участников образовательного процесса.
«В Москве существует разветвленная структура государственных органов, призванных контролировать ситуацию по защите прав детей. Однако реальное положение дел показывает, что эти структуры не могут в полной мере отслеживать ситуацию в школе, которая остается пока закрытым сообществом, а значит, зоной высокой конфликтности и нарушений», – считает Ляля Неповиннова.
Подготовка школьных омбудсменов ведется в течение года, а по окончании курсов выдаются сертификат и удостоверение, дающие право посещать заседания комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, а в случае необходимости – даже присутствовать на заседаниях суда.
Школьные уполномоченные не назначаются «сверху», а избираются школьным коллективом из числа учителей, психологов, других штатных сотрудников. Их кандидатура утверждается управляющим советом. Ежегодно омбудсмены отчитываются о проделанной работе, представляя аналитический доклад на суд школьной общественности.
Круг обязанностей школьных правозащитников чрезвычайно широк. Они занимаются разбором конфликтов, выявлением неблагополучных семей, профилактикой, контролем и мониторингом правонарушений среди школьников.
«Как показала практика, большая часть конфликтов в образовательных учреждениях происходит по причине правового вакуума среди участников образовательного процесса», – считает Ляля Неповиннова.
Не случайно особое внимание школьные омбудсмены уделяют правовому просвещению учителей, детей, родителей.
Одно из главных направлений деятельности – работа с обращениями. За прошлый учебный год поступило около 6000 заявлений, больше половины которых принадлежит учащимся.
«Чем дольше работает уполномоченный в школе, тем больше дети знают о своих правах, тем глубже и обоснованнее их обращения, – констатирует Л.Неповиннова. – Они хотят высказывать свою точку зрения по поводу разных проблем, в том числе развития школы, требуют, чтобы к их мнению прислушивались, стремятся участвовать в работе управляющих советов».

Рейтинг@Mail.ru