Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

РАЗГОВОР В УЧИТЕЛЬСКОЙ


Берштейн Анатолий

Взять тайм-аут

Это помогает увидеть себя в профессии со стороны

…Как-то еще в начале 80-х я спросил своего приятеля, американского учителя, путешествующего по миру и проездом оказавшегося в Москве, почему он так много времени в году отдыхает. Оказалось, что это норма для американского учителя: он может взять отпуск до полугода, когда устал и чувствует, что надо отвлечься, получить новые впечатления, подлечиться, в конце концов, соскучиться по детям и работе.
Мне тогда подумалось: хорошо устроились, нам бы их заботы. На нашу зарплату не наездишься. Да и потом, как же можно так надолго бросать детей и зачем так много отдыхать. Как говорится – прошли годы.
И… пауз в общении с детьми стало требоваться все больше. И дело не только в физической усталости, эмоциональном сгорании и накопленной нервной раздражительности. Дело еще в том, что с годами накапливаются естественные сомнения, которые требуют вдумчивого разрешения, порой несовместимого с рутинной повседневностью. Во время рабочей текучки почти невозможно многое из того, что требуется для развития профессиональной личности учителя. Поэтому все больше учителей отказываются от классного руководства, чтобы избавить себя от обязательных присутствий на всех мероприятиях своего класса во внеурочной и внешкольной деятельности, включая каникулярное время.
Есть еще одна закономерность. После приблизительно десяти лет работы у ряда учителей начинается своего рода звездная болезнь. Это как раз то самое время, когда следует взять свою первую длинную паузу, выйти за пределы «звездного пространства» и посмотреть на себя со стороны. И постараться понять: пока в основном ты был увлечен самоутверждением в профессии, работал преимущественно на себя. Теперь пора сменить приоритеты: от себя к детям. Осознав это, можно возвращаться.
Измениться «без отрыва от производства» удается крайне редко.
Учительская профессия сложна, противоречива и неоднозначна. Всегда горько наблюдать, как с годами хорошие учителя превращаются в бесконечно усталых людей. Ведь учительская профессия, как никакая другая, продлевает молодость, дает энергию, сохраняет смысл жизни.
Да, бывает, у нас не хватает сил, расстраиваемся, разочаровываемся, огорчаемся, переживаем, но пока мы в строю, все равно есть ощущение какой-то наполненности, заряженности, энергичности. И это не столько привилегия молодости, сколько состояние души. Правда, происходит это лишь тогда, когда работа с детьми – совместное душевное, творческое проживание, когда их горести и проблемы становятся твоими, ты в них вникаешь не временно, по профессиональной необходимости, а всерьез, по-человечески.
Вообще именно отношение неформальное, человеческое – с пониманием, с участием, с сопереживанием – дети ценят и помнят в первую очередь.
С другой же стороны, педагогу необходима психологическая разгрузка, эмоциональное переключение.
У учителя должна быть своя пауза. Это тот момент в профессии, когда нужно на время остановиться, во всяком случае сбавить ход, и задуматься: что сделано, как сделано, что ожидалось, что получилось. Это такой аттестационный период: как бы инспектируешь сам себя, но, возможно, строже и придирчивее, чем кто-либо посторонний.
Пауза для учителя – это его диалог с самим собой, его творчество, содержательное одиночество. Это своего рода «диспансеризация», положенная нам по «технике безопасности», экологическая привив­ка от вирусов равнодушия и зазнайства.
«Педагогическая» пауза просигналит об опасности ложного пути, предохранит от «амортизации учительской души», предупредит о начале профессиональной стагнации.
Это, в конце концов, одновременно ремонт и обя­зательная профилактика для всех, у кого истек или подошел к концу гарантийный срок его педагогической деятельности.
Пауза – это не сворачивание с пути, не бегство за пределы космоса, но, возможно, всего лишь привал или выход на время из космического корабля. Это естественная аритмия профессии.

Рейтинг@Mail.ru