Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Белова Татьяна

Нововведения в авральном режиме

Школа хотела бы отвечать на вызовы времени. Но времени нет...

Весенняя уборка! Все – на субботник! Школьники, кто с граблями, кто с пакетиками, чистят свой двор, двор соседний и к нему прилежащие – где как решили, кому сколько дней назначили. Спрос со школы строгий, и не только за чистоту.
В полном ли составе явились дети в милицию на мероприятия по правилам дорожного движения? А на предприятие –
в рамках проводимого отделом образования месячника по профориентации «Школа – завод»? Само собой, на пробный ЕГЭ. И на мониторинг по компетентностям, который запланирован сотрудниками Института развития образования.
Да, и приведены ли в соответствие с последними, мартовскими, требованиями документы по итоговой аттестации учеников? Выбирали-то дети одно, а сдавать им придется другое! Решили по билетам? Подайте сюда билеты! Рефераты! Проекты!
Дел невпроворот. Но в основном это обслуживание чужих планов, инициатив, амбиций. Сопротивляться у школы нет никакой возможности. Школа слабеет. Снизу доверху она оплетена социальными путами, всем должна, обязана – перед всеми ответчица. Так уж устроены проекты модернизации образования.

Хотим и можем

Наша школа общеобразовательная, малочисленная, в ней всего-то 380 учеников. Идет реструктуризация ОУ, и мы, конечно, стараемся сохранить школу. Укрепляем то, в чем и раньше были сильны.
Начну с того, что хорошо получается. Это взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. С нами сотрудничают две спортивные школы, городской Центр детского творчества. Это тоже муниципальные учреждения, поэтому сеть устанавливается без проблем: сейчас под студию бального танца ремонтируется все левое крыло первого этажа – не за счет школы, разумеется. И кружки для наших детей будут бесплатные.
То же касается спортивных секций. Преподаватель спортшколы занимается с детьми волейболом. В спортзале установлено специальное покрытие, и тренеры детской спортивной школы ведут занятия по греко-римской борьбе. Для наших детей – бесплатные. Охват большой, есть и другие плюсы: ставку педагога дополнительного образования не надо выделять, и призовые места на районных конкурсах школе обеспечены.
А теперь о том, что вызывает недоумение. Пытаясь исходить из ситуации, которая складывалась годами (сотрудничаем с коррекционным детским садом), мы и сегодня продолжаем комплектовать коррекционные классы, они есть почти в каждой параллели. Соответственно опыт обучения детей с особыми потребностями у нас накоплен немалый, и в новых условиях мы бы могли и хотели заявить себя адаптивной школой полного дня. Но оказывается, это неперспективное направление, и в рамках комплексного проекта модернизации под него нет финансирования. Нет государственной поддержки.

Очевидное невероятно

Пока мы работаем согласно Положению о классах коррекции и у детей есть продленка, логопед и психолог. Есть особые условия: группы малочисленные, занятия проходят в одном кабинете, там есть игровая зона. У учителей есть пятнадцатипроцентная надбавка. И хотя понятно, что ждать высокой результативности в таких классах не приходится, труд учителя в коррекционных классах все-таки получает социальное одобрение. У нас говорят: «Легче двух призеров-олимпиадников подготовить, чем снизить количество ошибок в письменной работе с сорока до двадцати» – и это верно. Что же следует ценить? Энерго-, трудо- и времязатраты учителя или четверки и пятерки успешных учеников?
Однако понять, что ожидает педагогов, работающих в коррекционных классах, пока трудно: что такое «добавочный коэффициент 2,1» по НСОТ? Никто не представляет. Зато известно: 50% современных первоклассников нуждаются в коррекционном обучении. Кто их будет учить, если это станет невыгодно? Пусть даже временно невыгодно, урон образованию этих детей будет нанесен большой.

Мы вас слышим…

Алтайский край только-только включился в КПМО. Пакет предложений, которые мы могли внести, включал разделы: оптимизация схемы проведения конкурсного отбора, повышение качества процесса экспертизы комплексных региональных проектов, прогноз развития основных направлений модернизации региональных систем образования, рекомендации по снижению социально-экономических рисков внедрения основных направлений модернизации образования.
Нам предложили выразить свое видение. Казалось бы, относительно последнего раздела и болит душа. Новая система оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, система оценки качества – то, что находит государственную поддержку, должно преломиться в зеркале реальных ситуаций школы и вновь отразиться уже в обоснованных решениях. Понятно, что первоначально нам задается некоторая матрица, и регионам говорят: «Дорабатывайте сами!» И это правильно.

…а вы нас?

Нам бы очень хотелось создать методику оценки качества работы учителя в классах коррекционного обучения, это мы и у себя в школе обсуждаем, и в Сеть творческих учителей вопрос закинули; с кем-то списались, созвонились... Жаль, что подумать основательно о критериях – некогда. Потому что все происходит очень быстро: в конце февраля мы узнали, что выиграли конкурс КПМО, в марте состоялись общественные слушания, а в апреле мы уже должны всю нормативную базу разработать и представить. В мае оповестить учителей об изменениях в зарплате, чтобы – по закону – с сентября окончательно «перейти».
При том что текущую школьную жизнь никто не отменял, а она по весне, в связи с постоянно обновляющимися идеями руководства по поводу аттестации выпускников, особенно бурная.
И рады бы предложить что-то дельное, но – цейтнот.

Редька, растущая вверх корешком

Мы теперь часто заходим на сайт КПМО. Тут выложен свежий доклад директора Департамента государственной политики министерства и руководителя группы по подготовке постановлений правительства по ПНПО Игоря Реморенко «Итоги КПМО - 2007». Названы критерии оценки учителя, которые «прошли» после обкатки в регионах. Первыми строками: достижение учащимися высоких показателей и успешная подготовка участников и призеров предметных конкурсов. Потом – организация использования учащимися ИКТ, содействие в реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. В конце – создание на занятиях комфортных условий для обучения и сохранности здоровья, качество внеурочной работы: кружки, секции, клубы, элективные курсы по предмету.
Но в условиях нашей школы мы бы расставили приоритеты в обратном порядке.

Рейтинг@Mail.ru