Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Третья тетрадь
Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА


Гусев Владимир

Работа на вырост

Промоутером может стать любой, кому исполнилось 14. Карьерного роста ждать не стоит, зато можно получить опыт общения с людьми

Всем знаком парадокс: когда ребенок хочет подработать, ему запрещают или предлагают нечто невразумительное; когда же приходит пора работать по-настоящему, удивляются: иждивенца вырастили.
Однако дети работают. Отнюдь не из бедных семей. И не всегда с благословения родителей и школы…

Как это было

В XIX веке, во времена индустриальной революции, у станка стояли все, и дети в том числе. Но «эксплуатация детского труда» давно запрещена, и вообще производство стало делом десятым, к тому же теперь это отдано на откуп жителям Юго-Восточной Азии.
В 90-е годы подростки, моющие машины, были символом капитализирующегося общества. И я стремился подработать мойщиком, мы с приятелем прикидывали, как будем зачерпывать воду в Москве-реке ведром на веревке, и обсуждали прочие интересные детали. До воплощения почему-то дело не дошло. Ушло и время: нынешние водители предпочитают мыть машины на автомойках. Дети же отправились на заработки в другие сферы.

Внимание, акция!

На первое место по важности вышла задача продать, сбыть товар покупателю и опередить конкурентов. В маркетинговом забеге участвуют все от мала до велика. Тех, кто юн и кроме паспорта никаких привилегий взрослой жизни не имеет, ждут промоагентства, официально – BTL-агентства. И не напрасно: шеренга ребят, предлагающих получить бокал за покупку ящика пива или магнит на холодильник за пять этикеток от йогурта, – это давно уже привычная картина.
Опыт работы не требуется, берут всех старше 14 лет, никакой процедуры оформления на работу, кроме собеседования, не предполагается. Пятнадцать минут беседы с менеджером по персоналу, фото в базу данных, и ты уже имеешь профессию: промоутер. Промик, проще говоря.
Не надо каждый день ходить на работу. Но как только начинается рекламный проект, агентство обзванивает своих промиков и собирает на тренинг. Ребятам рассказывают о продукте, который нужно будет представлять, и разъясняют механику промоакции. Вариантов немного: дегустации, вручение подарка за покупку, раздача листовок, просто консультация. Хотя как раз консультация – дело непростое. Когда симпатичная девушка стоит у дорогого холодильника, она, безусловно, привлекает внимание покупателей к товару, но вот дальше…

Будь готов!

Итак, сначала тренинг, потом, как водится, кастинг. Отбор, проще говоря. Кастинг проводят дважды: сперва менеджеры агентства проверяют готовность промоутера к работе, потом приезжает экзаменовать сам заказчик. Процесс творческий, так как проходит в форме ролевой игры: как бы покупатель подходит к как бы промоутеру и задает ему вопросы. Все. Прошедшие кастинги распределяются по магазинам, получают форму, телефоны супервайзеров и отправляются в самостоятельное плавание.
Супервайзер обычно надзирает за несколькими точками, привозит туда подарки или продукты для дегустаций, отчитывается перед агентством, в общем, обеспечивает благополучное течение акции.
Обычно рабочий день промоутера длится четыре часа, оплата – от ста до четырехсот рублей в час. Зарплату получают в самом агентстве, она выдается в конверте. Короче говоря, как вас оформили, так и рассчитали – быстро-быстро. Все довольны. Особенно дети: в промоушне все немного игрушечное.

Привычное дело

Контроль, проверка – дело для школьников привычное. С той лишь разницей, что ты никогда не знаешь, кто и когда наблюдает за тобой. По точкам ездят проверяющие и выдают себя за клиентов – менеджеры от агентства или от заказчика. На всякий случай – постоянная активность и дисциплина, а главное – «улыбайтесь, улыбайтесь!». Иначе штраф.
«Иначе» – это и курение в форме, и жвачка во рту. Есть и странные запреты: «ношение обруча-заколки для волос». Культуру промоушна можно изучать по штрафным санкциям.
Настоящие опасности – нравственного свойства. Обязательная черта промоутера – что-то прихватить себе, оставить для обмена подарками. Кофе на шоколад, пиво на сигареты – всем известно, что часть промоматериалов растаскивается, и борьба с этим идет теми же штрафами. Но остановить «естественную убыль» невозможно. Супервайзеры сами вывозят коробки с продукцией, промики тащат по зернышку.

Что в перспективе?

Любая работа может восприниматься и как рутина, и как творчество. На десяток промоутеров-роботов всегда найдется энтузиаст, который умеет привлекать и заинтересовывать людей. С таким продажи действительно поползут вверх, улучшится имидж компании, появится та самая заветная «лояльность покупателя». Но что его ждет? Лесенка промоутера проста: в супервайзеры, потом в менеджеры среднего звена тех же BTL-агентств… Но это уже история не о детях.
Так получают промики профессию или нет? Если отбросить сюжет с повышением до менеджера, нет, конечно. Зато опыта общения с самыми разными людьми им не занимать. А он не только интересен, но и необходим для овладения многими более социально привлекательными профессиями.

Рейтинг@Mail.ru