Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Методика позитивного оценивания

Опыт применения

Подготовительный этап

Собеседования с учениками и родителями по итогам полугодия и года требуют, как правило, не более недели подготовки. Инициативная группа (классный руководитель, воспитатель и несколько предметников, работающих в классе) разрабатывает формат встречи. Далее классный руководитель обсуждает и согласовывает идею с детьми, уточняет детали. Можно выделить детскую группу организаторов, которая вместе со взрослыми продумает форму разговора, разошлет приглашения.

В приглашении родителей на первую встречу стоит указать не только время встречи, но и информацию о том, что ждет участников, чтобы снять возможные страхи и напряжение.

Очень важно продумать пространственную организацию того помещения, где будут проводиться собеседования: расставить удобно столы, стулья, найти место для детских работ, выполненных за «отчетный» период, разместить детали, напоминающие о прошедших событиях.

Возможные формы проведения собеседований

Обсуждения можно проводить разными способами.

Можно сразу приступить к разговору об успехах и вести его по кругу. Можно сначала обсудить что­то в парах, а затем в общем поле.

Чтобы эмоционально настроить участников на разговор, можно начать с разминочных упражнений. Подобрать их помогут школьные психологи.

Чтобы задать нужную интонацию, начните с обсуждения конкретных работ, сделанных в этом полугодии (проектных, творческих, исследовательских). Во время обсуждения старайтесь выделять достоинства работ. Можно вначале выработать критерии, а затем по ним оценивать работы.

Вторая часть собеседования – обсуждение успехов, удач в более широком поле (внеурочном, внешкольном).

Особая роль отводится ведущему. Он должен понимать и принимать главную идею разговора. Его задача – настроить группу на работу, создать и поддерживать доброжелательный тон разговора. Это можно сделать с помощью введения несложных правил, например: нельзя повышать голос, высмеивать, критиковать, сравнивать одного человека с другими. В ходе обсуждения ведущий имеет право попросить не повторяться, дать слово вне очереди тем, кто не может молчать, поскольку переполняют чувства и мысли.

Можно помогать детям, предлагая закончить предложения. Например: «На уроках мне удается...» Можно заполнять заранее подготовленные листы успехов каждого.

Есть и такая форма: каждой паре (ребенок + родитель) раздаются фигурки разного цвета и формы. На одной из них каждый отдельно пишет об успехах, на другой – о проблемах. На работу дается 10–15 минут, советоваться и обсуждать не рекомендуется. После этого ребенок, затем взрослый зачитывают написанное – только об успехах. Разговор о проблемах откладывается.

Ведущий может зафиксировать внимание группы на важной для ребят проблеме и организовать обмен опытом. Например, один мальчик, говоря о своих успехах, сообщил: «Я нашел способ не реагировать на шум в классе, включать себя в работу». Он показывает свой способ, после чего происходит обмен приемами. Берут слово дети, родители, учителя, раскрывают свои секреты, как не реагировать на шум, не отвлекаться. Например, формула самовнушения: «Я внимательный, меня ничто не отвлекает» – или механический способ: закрыть уши, глаза.

Что дает обсуждение успехов?

Создается ситуация, в которой каждый ребенок вербализует собственный успех и слышит отзывы других людей о своих достижениях. Таким образом, выделяются, фиксируются реальные успехи, они становятся опорой для дальнейшей работы, открываются новые, не замеченные ранее сильные стороны ученика.

Происходит коррекция самооценки ребенка, развитие его позитивного отношения к себе, к окружающим.

Наталья АНТОХИНА

Рейтинг@Mail.ru