Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Исследовательская работа школьников: с чего начать

Чтобы избежать самых распространенных ошибок, нужно уметь грамотно организовать каждый из ее этапов

Образование все больше ориентируется на требования современной жизни. Именно поэтому учителя городских и сельских школ из разных регионов осваивают и используют форму учебного исследования. Признанным авторитетом в разработке ее методики уже много лет считается московский лицей №1553, где на долю исследовательской работы школьников приходится значительная часть содержания образования. Педагоги, уже оценившие по достоинству образовательный ресурс этой формы работы, имели возможность обсудить ее в середине февраля на конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» и побывать на мастер¬классе педагогов лицея.

Мы обратились к одной из ведущих мастер¬класса, Ирине Мещаниновой, с просьбой провести в газете заочную консультацию для тех, кто только слышал об исследовательской работе школьников и хотел бы освоить эту форму работы.

Выбор темы

Для того чтобы исследование принесло образовательный эффект, важно правильно организовать его начало. Ведь что такое исследование? Это по возможности самостоятельный поиск ответа на свой вопрос о каком-то объекте или явлении.

Будущим исследователям сначала предлагается выбрать предметное направление: химия, физика, литературоведение, история архитектуры, лингвистика – это будет зависеть от профессиональной подготовки и увлечений тех взрослых, которые готовы стать научными руководителями. Удобнее всего это сделать в форме презентации, где каждый расскажет о своей области знания и в общих чертах обрисует возможную тематику. Выбрав направление (или симпатичного им учителя, что тоже возможно), ребята обсуждают, какую именно тему возьмут для исследования. Мотивация здесь может быть разной. Кто-то хочет работать с приборами, кому-то интересна история здания или почему предметы и вещества окрашены по-разному.

Если ученики плохо представляют возможную тематику в русле выбранного предметного направления, им можно предложить полистать соответствующие научно-популярные журналы.

Иногда темы возникают из реальных условий: например, в естественно-научных или фольклорных экспедициях.

Планирование

После того как тема исследования определена, автор очень обстоятельно обсуждает с руководителем, что можно будет считать результатом, намечается гипотеза и логика исследовательской работы.

Детей важно посвятить в понятие объективности полученных результатов (по одному положительному результату нельзя делать вывод о правильности методики или об итогах исследования). Поэтому при планировании им нужно сообщить, например, о необходимости контрольной группы при проведении естественно-научных опытов.

Для лучшей организации бывает полезно запланировать примерный график выполнения работы, договориться об удобном времени консультаций. Конечно, этот график будет приблизительным и по ходу работы непременно произойдет коррекция, но он все равно будет дисциплинировать. Особенно важно это для тех ребят, которые склонны оставлять все на последний день.

При этом вы должны быть готовы к тому, что какая-то часть работы окажется более объемной, чем предполагалось. Например, ученик во время традиционной поездки с классом заинтересовался происхождением и смыслом латинских надписей, изображенных на фасадах многих зданий во Львове. Желание объяснить и классифицировать их потребовало серьезного обращения к латинскому языку, истории, истории религий. В этом случае собрать материал для анализа оказалось гораздо менее трудоемким занятием, чем освоение латинской грамматики и перевод.

Исследование

Приступив к выполнению работы, исследователь обычно выходит на предзащиту, чтобы доказать окружающим и, главное, самому себе, что достаточно хорошо представляет себе логику исследования, проверяет в диалоге с заинтересованными собеседниками перспективность своей гипотезы. Иногда на предзащите оказывается, что планирование было проведено недостаточно тщательно. В этом случае нужно вернуться к планированию и обсудить слабые места, выявленные на предзащите.

Теперь автор может приступить к накоплению исследовательского материала. На этом этапе работа руководителя должна отличаться особенной педагогической точностью. Нежелательно как оставлять ребенка один на один с проблемой, так и подменять собой исследователя, сводя его участие до обязанностей лаборанта.

Довольно часто ученик даже после подробного планирования и довольно успешной предзащиты теряется перед реальной работой, постоянно спрашивает: «Я провел этот опыт, а что мне делать дальше?» И снова приходится терпеливо возвращаться к цели и предмету исследования, в очередной раз восстанавливать логику работы.

Иногда случается так, что промежуточные результаты исследования уводят логику работы в незапланированную сторону, в область смежной науки или требуют дополнительных ресурсов. Например, в ходе экспедиции на Кольском полуострове мы исследовали ионный состав воды ближайшего к лагерю озера. Совершенно неожиданно оказалось, что она там почти дистиллированная, похожа на недавно растаявший лед. Естественно, возник вопрос: почему? Пришлось расширить программу исследований: изучить процесс образования озер, сделать подобные анализы в соседних водоемах.

Исследования старшеклассников иногда требуют довольно сложной аппаратуры и оборудования. Эта проблема если и решается, то за счет личных связей учителей или иногда родителей, которые договариваются со знакомыми и коллегами в соответствующих лабораториях. Может случиться и так, что собственных знаний руководителя будет недостаточно для консультаций. Тогда ему придется выступить в роли тьютора (в классическом понимании): найти, если возможно, специалиста и организовать его встречу с учеником. Мне однажды пришлось курировать работу, в ходе которой подросток докопался до квантовой химии, и лучшее, что я могла сделать, – это организовать консультацию с ученым. Разговор продолжался почти пять часов, собеседники расстались совершенно довольные друг другом, договорившись о следующей беседе.

Систематизация результатов

Сделать выводы из собранных данных – еще одна не менее сложная задача. Не все ученики могут самостоятельно связать в единую картину полученные в ходе исследования сведения. Например, ребенок описал состав лишайников, растущих на определенной территории, но ему нужно помочь сделать вывод о том, что причиной вредных примесей являются ветры, дующие со стороны химкомбината.

Для систематизации результатов очень помогает построение графиков, сведение данных в таблицы. В этом случае сопоставление становится более наглядным и удобным.

Иногда вывод бывает спорным или совсем неожиданным, выходящим за рамки первоначального предметного направления. Один мой ученик, к примеру, исследовал состав монет разных стран и разных лет выпуска. Данные оказались настолько интересными, что дали возможность сделать обобщения не только в области химии, но и истории, экономики, экономической географии.

Презентация работы

Если в школе сложилась традиция защиты работ и культивируется престижность исследования, итоговая конференция становится чуть ли не самым значительным событием в учебном году. Вопросы задают и учителя, и ученики. Это прекрасная возможность научиться слышать другого человека, понимать суть высказывания, оппонировать, отстаивать свою точку зрения.

Защита ни в коем случае не должна быть формальной, когда «призы раздают всем». В случае неудачного выступления работа не засчитывается и дается время на доработку. Учитывая это, нужно планировать возможность повторной защиты.

Ирина МЕЩАНИНОВА,
учитель химии лицея №1553 Москва

Рейтинг@Mail.ru