Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Краюхин Василий

Качество образования: что и как будет оцениваться

Основные положения новой концепции

Обновленная Концепция общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), разработанная ведомством, в феврале была представлена общественности. Пока этот документ раскрывает только основные принципы построения ОСОКО, закладывает ее идеологический фундамент. Соответственно имеет смысл анализировать именно идеологию ОСОКО, попытаться проследить векторы перемен, которые повлечет внедрение ОСОКО в российскую систему образования.

Несколько лет назад…

Правительство распорядилось создать ОСОКО еще в начале 2005 года. Тогда прогнозы образовательных чиновников на этот счет были оптимистичными.

«В этой сфере нам не нужно начинать с нуля. Процедуры экспертизы качества образования мы отрабатывали много лет. И намерены максимально использовать их в будущем, – заявил в то время в интервью «ПС» руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов. – ОСОКО в школьном образовании – это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая единый государственный экзамен. Плюс к этому мы будем организовывать исследования по вопросам, требующим детального изучения».

Независимые эксперты были более осторожны в оценке перспектив создания ОСОКО.

«Страна оказалась неподготовленной профессионально даже к ЕГЭ. Поняли мы это не сразу. Нужны кадры. И это первая проблема, – рассказала в 2005 году «ПС» заведующая Центром оценки качества образования Института содержания и методик обучения РАО Галина Ковалева. – Вторая проблема: говоря о качестве образования, мы должны четко понять, что же мы все-таки хотим измерять. Показателей много. Пока об этом мы еще не договорились».

Как показали последующие события, договариваться пришлось несколько лет. Не исключено, что помимо споров о содержательных моментах создание ОСОКО тормозило еще одно обстоятельство: слабая управленческая культура образовательных чиновников. Как показал эксперимент по ЕГЭ, любая мониторинговая информация зачастую используется не для управления качеством образования, а для выявления и наказания «виновных».

Смена приоритетов?

Примечательно, что преамбула Концепции ОСОКО от 2008 года на свой лад повторяет трехлетней давности тезис Галины Ковалевой. Итак, читаем: «Еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению… отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров…»

В общем, за три года стартовые условия развертывания ОСОКО изменились слабо – все глаголы стоят с частицей «не». А что же поменялось? Поменялись, пусть только частично, концептуальные подходы.

Процитируем концепцию: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

В принципе это положение содержит только одно новшество – условия обеспечения образовательного процесса прописаны в новом проекте образовательных стандартов как обязательство, которое принимает на себя государство по отношению ко всем участникам образования; соответственно эти условия, а точнее, степень их реального выполнения, тоже есть одно из слагаемых качества образования.

Цитируем дальше: «Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем».

Итак, теперь оценка образовательных достижений учащихся, которую в 2005 году Виктор Болотов называл как главный компонент ОСОКО, – лишь один из нескольких равноправных критериев оценки качества образования.

Правда, это еще вопрос – каков будет практический эффект от этой перестановки приоритетов?

Три подсистемы

Названы в концепции и потребители результатов работы ОСОКО. Это государство, производство (то есть государственные и частные работодатели), общество, личность и непосредственно сама система образования.

Для того чтобы все вышеперечисленные субъекты получали необходимую информацию, в системе ОСОКО задействуются три подсистемы.

Первая – информационно-диагностическая. Ее задача – «сбор и первичная обработка информации о качестве образования». В эту подсистему входят образовательная статистика, ЕГЭ и другого рода мониторинговые исследования образования.

Вторая подсистема – экспертно-аналитическая. Как говорится в концепции, ее задача – «анализ и интерпретация информации о качестве образования».

«В большинстве случаев потребителей интересуют… обоснованные предложения по решению той или иной конкретной задачи, – отмечают авторы концепции. – Будь то выбор детского сада для ребенка или выбор региона, обладающего нужным потенциалом в сфере образования, для крупного бизнес-проекта».

И, наконец, третья подсистема – нормативно-правовая. Ее задача – «нормативно-правовое оформление правил деятельности всех агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках ОСОКО», то есть, иначе говоря, установление правовых норм оценки качества образования.

Оценка внешняя…

Основным из приведенных в концепции принципов построения ОСОКО является «развитие ОСОКО преимущественно как системы внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней».

И здесь начинается самое интересное. Несмотря на заявленный приоритет, главка «Внешняя оценка» значительно короче главки про оценку внутреннюю. И, по сути, все, что могут сказать авторы концепции по поводу внешней оценки качества образования со стороны государства, бизнеса, общества, родителей, можно перечислить в нескольких цитатах: «Механизмы оценивания развиты недостаточно…», «В настоящее время оценки не формализованы…», «Система оценки со стороны населения развита недостаточно…»

И все. Громко объявленный приоритет больше похож на декларацию.

…и внутренняя

Справедливости ради стоит заметить, что с внутренней оценкой качества образования тоже не все гладко. Однако это поле содержит в себе гораздо больше наработок, и здесь тезисы концепции имеют более практический характер.

Итак, разберем составляющие внутренней, то есть происходящей внутри системы, оценки качества образования, которые предлагает Концепция ОСОКО.

Во-первых, это самооценка обучающихся. «Развитие этой составляющей… может быть реализовано за счет разработки научно-методического обеспечения», – записано в концепции.

Второй пункт – внутренний мониторинг качества. «Необходимо регулярное обследование всех сторон жизни учебного заведения… качества преподавания, учебников, объективности оценивания, состояния учебных помещений и т.д., – отмечают авторы концеп- ции. – Требуется разработка соответствующего стандартизированного инструментария для различных типов и видов ОУ».

Третий пункт – оценка, или сертификация, образовательных программ. «Требуется разработка соответствующих методик и рекомендаций на федеральном уровне, которая позволит проводить эту работу на каждом уровне управления образованием», – говорится в концепции.

Четвертый пункт – самооценка образовательных учреждений. В комментариях отмечается, что наиболее полно самооценка реализуется в вузах, и «целесообразно распространить положительный опыт вузов на образовательные учреждения других уровней».

Пятый пункт – оценка ОУ со стороны органов управления образованием. По сути, на сегодняшний момент это единственная действующая система оценки, но эффективна ли она? Авторы концепции признают, что критерии, показатели и процедуры этой оценки нужно сделать более объективными, поскольку эффективной ее назвать трудно.

Пятый пункт – оценка индивидуальных достижений учащихся. Здесь, как и следовало ожидать, упор делается на ЕГЭ – «механизм независимой оценки». Система оценки успехов учащихся, которую реализуют сами образовательные учреждения, названа «далекой от совершенства».

Шестой пункт – оценка деятельности педагогов. Систему аттестации учителей и руководителей ОУ концепция признает «относительно удовлетворительной». Соответственно новые модели аттестации нужно разрабатывать только «в среднесрочной перспективе».

Седьмой, и последний, пункт – оценка деятельности органов управления образованием. В настоящее время такого рода оценка практически отсутствует. Концепция декларирует, что необходимо создать единые стандартизированные подходы к оценке работы управленцев со стороны учеников, учителей, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций.

Как все это будет работать?

Реальных механизмов воплощения всего вышеперечисленного на практике в концепции не слишком много.

Первый мы уже знаем – это ЕГЭ; под единый экзамен будут создаваться «компетентностные» КИМы.

Второй – инструментарий, позволяющий фиксировать внеучебную деятельность учеников (портфолио и прочее).

На этом конкретные инструменты кончились. Остальные предложения касательно создания ОСОКО на практике укладываются в излюбленный оборот для отчетов: «необходимо дальнейшее развитие».

Вот, например, фраза: «Необходимо дальнейшее развитие практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательных учреждений, включая введение стандартов такой отчетности».

«Необходимо дальнейшее развитие» – замечательно. Но как, какими способами, с помощью каких стимулов? Неизвестно. Зато уже заранее обговаривается создание стандартов отчетности.

Если дело так пойдет и дальше, вместо системы оценки качества российские школы получат новый набор этих самых стандартов отчетности о качестве образования. Но система оценки «на бумаге» в российском образовании уже есть и функционирует безо всяких ОСОКО. Чтобы оценить ее охват и эффективность, достаточно спросить у любого школьного завуча, сколько рабочего времени он тратит на заполнение отчетов о… (вписать нужное) – и какую реальную помощь получает школа от всех вышестоящих инстанций, получающих эти отчеты.

Рейтинг@Mail.ru