Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Краюхин Василий

Дошкольное и дополнительное образование: в очереди на оптимизацию?

Как и в случае со школами, смена правовых и экономических механизмов преподносится как средство повысить качество обучения

Возможно, в скором будущем российские детсады и учреждения дополнительного образования сменят организационно-правовую форму и будут получать деньги по системе нормативно-подушевого финансирования. Такое предложение было выдвинуто на заседании Президентского Совета по развитию местного самоуправления.

Неэффективные расходы?

Число детсадов в России – 47 тысяч (школ – 57). Их посещают 5,4 миллиона детей. Количество секций, кружков, домов творчества и прочих разновидностей учреждений дополнительного образования чиновники не называют, однако говорят, что занимаются в них 11 миллионов детей (в школах учатся 14 миллионов).

Если верить цифрам, получается, что дошкольное и дополнительное образование, всегда бывшее по сравнению со школой и вузом на вторых и третьих ролях, на самом деле представляет собой весьма значительные сегменты российской образовательной системы в целом. Однако еще несколько лет назад о детсадах вспоминали только из-за растущей нехватки мест и «предшкольного» проекта Министерства образования и науки; кружки и секции не удостаивались федерального внимания даже в связи с тем, что их число неуклонно сокращалось.

И вот – заседание Президентского Совета, где две трети времени говорилось о дошкольном и дополнительном образовании; несколько заявлений первых лиц государства, растиражированных информационными агентствами. Что случилось?

– Местным органам власти надо повысить эффективность бюджетных расходов на цели образовательной политики, – заявил в своем вступительном слове президент Владимир Путин.

– Когда мы говорим о неэффективных расходах, это не означает сокращения трат на образование, – заявил позже министр образования и науки Андрей Фурсенко. – Это способ добиться того, чтобы каждый рубль работал максимально эффективно.

Что ж, заход знакомый. Именно необходимостью эффективно тратить деньги обосновывали образовательные чиновники введение в школах нормативно-подушевого финансирования, новых систем оплаты труда (НСОТ) и новых организационно-правовых форм (АУ).

– Эти механизмы уже доказали свою эффективность, – заявил Владимир Путин. – И следует распространять их на учреждения дошкольного и дополнительного образования.

Детский сад в новом формате

Что такое детский сад в новой организационно-правовой форме, на заседании рассказал глава администрации Тюмени Евгений Куйвашев (напомним, что Тюменская область одной из первых ввела нормативное финансирование и НСОТ для школ; в терминологии Министерства образования и науки это «модельный», или «экспериментальный» регион).

– В 2005 году для детских садов мы избрали такую форму, как автономные некоммерческие организации, – рассказал Куйвашев. – Они имели право самостоятельно определять штатное расписание, смету расходов. Тем самым возникла возможность повысить мотивацию работников за качество труда. При каждом образовательном учреждении дошкольного образования возникли попечительский или управляющий советы, которые и выносили решение о премировании, стимулировании каждого сотрудника дошкольного учреждения. И руководители автономных некоммерческих организаций тем самым стали работать в новых условиях хозяйствования, постепенно превращаясь из заведующих хозяйством в отраслевых менеджеров.

Сегодня тюменские детсады уже функционируют в режиме АУ – автономного учреждения.

– Дошкольные учреждения научились определять виды и объемы дополнительных образовательных, сервисных услуг, ориентируясь на реальные запросы родителей, – продолжил Куйвашев. – Дополнительно привлекаемые средства направляются учреждениями на стимулирование труда педагогов и укрепление материально-технической базы.

Экономика дополнительного образования

О том, как перевести на новые экономические рельсы дополнительное образование, рассказывала депутат городской думы Ульяновска Марина Беспалова.

– Специфика реализации муниципалитетом полномочий по организации дополнительного образования заключается в факультативном характере предоставления потребителям соответствующих образовательных услуг, – сказала Беспалова. – К сожалению, на мой взгляд, в законодательстве Российской Федерации отсутствует требование об обязанности предоставления всеобщего бесплатного дополнительного образования. И как следствие – финансирование дополнительного образования производится по остаточному принципу.

Существующая организация муниципальной системы дополнительного образования характеризуется наличием разноуровневой ведомственной подчиненности муниципальных учреждений дополнительного образования, что не позволяет выработать единую образовательную политику развития дополнительного образования, – продолжила Беспалова.

Вариантов решения перечисленных проблем было предложено три.

Первый – рассматривать муниципальные услуги в сфере дополнительного образования как «социально значимые» и бесплатно предоставлять их только отдельным социальным категориям потребителей.

Второй вариант – стандартизировать услуги дополнительного образования, установить минимальные требования к их качеству и ресурсной обеспеченности. А все, что дети будут получать сверх «стандарта», финансировать за счет средств потребителей, то есть – из родительского кармана.

Третий вариант – это бюджетная поддержка отдельных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей, через систему целевых грантов.

– Считаю, что этому направлению можно уделить особое внимание и его развивать, – заявила Марина Беспалова. – На примере своей области мы убедились: созданные при учреждениях дополнительного образования, попечительские советы, управляющие советы позволили привлечь как бизнес, так и предприятия в эту деятельность и способствовали участию этих учреждений в конкурсах, грантах, подготовке документации и прочее.

Все-таки оптимизация…

После выступления Марины Беспаловой слово взял президент Владимир Путин. Он тактично намекнул, что дополнительное образование не стоит рассматривать как обязательное. Вероятно, потому, что в этом случае оно будет обязательным и для государства, то есть потребует определенных гарантий финансирования на уровне федерального закона.

Вслед за Путиным выступал первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он сообщил, что в ближайшие два года совокупные расходы на образование в стране составят около двух триллионов рублей.

– По нашим оценкам, общие неэффективные расходы по школьному, дошкольному и дополнительному образованию составляют до одной третьей всех средств, – заявил Медведев. – И поэтому вопросы оптимизации, эффективности расходов выходят на передний план.

Итак, слово «оптимизация» прозучало. В словаре образовательных чиновников оно давно стало синонимом «сокращения», «урезания». Именно в этом смысле – и не без оснований – его понимают большинство учителей.

– Выгоды от оптимизации, то есть средства от оптимизации, не должны отниматься, ¬– заявил Дмитрий Медведев, – а должны идти именно на развитие образования, на заработную плату учителям, на поддержку самой сети. Только в этом случае эта мера сработает.

Чем являются эти слова – предвыборным посулом или реальным пунктом политико-образовательной повестки дня, мы вскоре узнаем. По результатам заседания совета был разработан перечень поручений президента правительству.

Звучит он так: разработать и представить предложения по внедрению новых организационно-правовых форм в учреждения детского дошкольного общего и дополнительного образования; совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ проработать вопросы совершенствования финансирования учреждений дошкольного и дополнительного образования путем введения новых финансово-экономических механизмов.

Рейтинг@Mail.ru