Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2008
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Краюхин Василий

Учебная литература: требования к издателям ужесточаются

Выпускать учебные пособия для школ и вузов теперь смогут избранные издательства. Проект положения, которое устанавливает критерии отбора таких издательств, был представлен на январском заседании Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки (ФСУ).

Информация о том, что издатели учебных пособий должны будут получать «добро» от министерства на свою деятельность, была обнародована еще летом. Тогда высказывались предположения, что выстроить схему отбора издательств быстро не получится, понадобится год, а то и два. Эксперты ФСУ справились за шесть месяцев.

Понятие «учебное пособие» в положении трактуется очень широко: это учебно-методическое пособие; наглядное пособие; рабочая тетрадь; самоучитель; хрестоматия; практикум; задачник. Совокупные тиражи такого рода литературы настолько велики, что проводить ее экспертизу по правилам, принятым для учебников (рецензирование в РАН и РАО), фактически невозможно. Однако ошибок и неточностей в учебных пособиях, может, даже больше, чем в учебниках.

Например, несколько лет назад в школы попала политическая карта России, где Курильские острова были обозначены как японская территория. Разгорелся скандал. Образовательные чиновники разводили руками: мы бы рады избавить школы от таких пособий, но нормативно-правовых механизмов для этого не существует.

Теперь, кажется, такой механизм придуман. Ведомство намерено контролировать качество издательской продукции, поступающей в школы, силами самих издателей.

Издательства, в чьих книжках будут обнаружены «факты, распространение которых запрещено законодательством РФ», вообще не будут допущены к отбору. А к издательствам-претендентам предъявляются довольно жесткие требования.

Так, от издательства требуется «наличие специализированных предметных редакций или редакторов по учебным дисциплинам», по которым оно выпускает пособия. Также требуются художественные, технические, научные редакторы и корректоры по этим дисциплинам, и опять же на штатных должностях. Кроме того, издательству нужно будет иметь в штате методиста по каждому школьному предмету, который проконсультирует авторов соответствующего пособия, или заключать договор с ИПК.

Критерии отбора, повторимся, весьма жесткие; наверняка множество мелких издательств соответствовать им не смогут. Однако, может быть, это тот редкий случай, когда государственное регулирование рыночного сектора может принести больше пользы, чем вреда. Нам остается только подождать до того момента, когда разработанное ФСУ положение станет официальным документом, и посмотреть, окажется ли возможным реализовать его на практике.

В пользу предположения, что многие издательства не спешат обзаводиться профессиональными редакциями, говорит и один из пунктов решения президиума ФСУ. Полностью он звучит так: «Рекомендовать руководителям экспертных организаций при экспертизе учебников исключить возможность доработки и многократного рассмотрения содержания учебников в рамках экспертизы в текущем году».

Похоже, теперь издателям придется в большей степени отвечать за качество учебников, а в перспективе – и учебных пособий...

Рейтинг@Mail.ru