Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ


Каменский Сергей

Такой большой, а боится всякой ерунды!

Причины болезненных детских страхов и способы избавления от них

Без страхов не рос ни один ребенок. Перечень их длинен и разнообразен. Одни дети боятся темноты и когда их оставляют дома одних, другие – катастроф, аварий, пожаров, третьи – врачей или парикмахеров, четвертые – монстров из фильмов ужасов, пятые – реальных обидчиков из своего класса. Источником страха нередко становимся и мы, взрослые, родители и учителя, грозящие наказаниями. А значит, и исправлять содеянное тоже нам.

Все ученики побаиваются контрольных работ. Именно эти опасения помогают им собраться, сосредоточиться. Но для кого-то уже одно слово «контрольная» – сплошной ужас. Руки опускаются, сердце колотится, в груди холодеет, тело «наливается свинцом», знания улетучиваются.

Любой навязчивый, болезненный страх школьника (иначе – фобия) способен негативно повлиять на его учебу и положение в коллективе сверстников.

Страхи делятся на природные (пожары, землетрясения, хищные звери), социальные (несоответствие социально-культурным требованиям окружающих), внутренние (смерть, одиночество, фантастические персонажи) и промежуточные, когда ребенок на самом деле боится, например, не маленькую мышку как таковую, а неких своих представлений о ней.

Причины болезненных страхов столь многообразны, что иногда так и не удается выяснить, почему у ребенка появилась та или иная фобия. Исследования показали, что страхи чаще наблюдаются у единственных детей в семье, у детей «пожилых» (старше 30 лет) родителей, у детей тревожных или конфликтных родителей, у детей, чьи матери испытывают постоянные нервно-психические перегрузки.

Фобия может быть и следствием детского испуга. Испуг, в свою очередь, может быть реальным, пережитым на самом деле (покусала собака, увидел автокатастрофу), а может быть вызван поведением взрослых.

Иногда родители, надеясь, что ребенок станет более осторожным, сознательно пугают его: строгим учителем, грозным директором, милицией, бандитами, болезнями.

Но посеянный страх обычно прорастает не тем и не так, как хотелось бы родителям. Добивались одного, а получили совсем другое. Пугали школьными требованиями, надеясь на усидчивость и усердие, а ребенок стал смертельно бояться вызова к доске и впадает в ступор, даже если знает урок.

Чем старше ребенок, тем тщательнее он скрывает свои болезненные страхи. Ему тяжело живется, но помощи он не ищет, потому что не верит окружающим, постоянно насторожен и подозрителен. А родители, прознав о страхах ребенка, зачастую только закрепляют их, совершая две типичные ошибки, обе очень вредные, хотя внешне полностью противоположные.

Ошибка первая. В семье пугаются сами. Беспокоясь за ребенка, начинают оберегать и охранять его неустойчивую нервную систему от любых сложностей и переживаний, «прячут» от трудностей, создают тепличную обстановку. Фактически изолируют ребенка от окружающего мира, не замечая, что его страхи лишь нарастают.

Ошибка вторая. Родители игнорируют или даже презирают страхи ребенка. Сердятся на него, наказывают за малодушие и трусость. Но гневом и запретами справиться с детскими страхами еще никому не удалось.

Что делать, чтобы страхов было меньше?

Не высмеивать ребенка.

Не отмахиваться от его страха.

Не говорить, что он ведет себя глупо.

Не обвинять в трусости (особенно мальчика).

Не стыдить.

Не твердить, что ничего тут страшного нет, бояться нечего.

Не рассказывать при посторонних о его страхах.

Не ставить ему в пример других детей.

Не пытаться преодолеть страх насилием.

Подчас раздосадованные родители – «такой большой, а боится всякой ерунды!» – решают раз и навсегда покончить со страхом ребенка по принципу «если бросить в воду – поплывет». И бросают: ребенок боится темноты – его нарочно оставляют в темной комнате, боится замкнутого пространства – запирают в чулане, боится ездить в лифте – вталкивают в лифт, боится мышей, пауков, гусениц – заставляют взять их в руки. Разумеется, с добрыми намерениями: «Пусть он на собственном опыте поймет, что это не опасно!» Но страх не исчезнет. Ребенок в лучшем случае станет считать родителей врагами, а в худшем – впадет в истерический, панический припадок.

Избавление ребенка от навязчивых страхов требует совсем других подходов. Уральский психолог Галина Акимова сформулировала несколько общих правил. Вот они.

Попробуйте вспомнить: как вы реагируете на слова ребенка, когда он рассказывает вам о своих опасениях? Не удивляетесь ли, не высмеиваете ли его, не укрепляете ли его тревогу? Постарайтесь, чтобы ребенок понял: бояться свойственно всем людям. Обсудите с ним свои детские переживания, вспомните, когда именно вы преодолели конкретный страх (темноты, или собак, или ответа у классной доски).

Не забывайте: есть страхи, которые в свое время посещают всех детей без исключения. Примерно в возрасте шести-семи лет ребенок осознает, что все люди смертны. Этот факт может вызвать поначалу самые разные реакции – и бурные рыдания, и подавленность. Но мало кого из детей этот страх преследует долго или мешает им переключиться на повседневные дела. Многие страхи порождаются разговорами взрослых – о медицине, о мафии, о маньяках и тому подобных вещах. Объяснять правила предосторожности (не садиться в лифт с незнакомыми, не открывать дверь, когда один дома) необходимо. Но вы не должны постоянно излучать тревогу и опасения – ребенок тоже может начать постоянно беспокоиться и бояться 24 часа в сутки.

Ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребенка. Если он возбудимый, эмоционально неустойчивый – дозируйте для него количество информации, не перегружайте впечатлениями. Помните, у одних детей бывает бурная реакция на какое-либо сообщение или событие, но они быстро забывают о нем. Другие могут внешне и не выразить свой испуг, но впасть в глубокое и длительное состояние подавленности.

Чрезмерная требовательность к детям, постоянная угроза наказания тоже мощные источники страхов.

Если у ребенка богатая фантазия и к тому же он проводит много времени у телевизора или «видика», а других интересов не сформировано, будьте готовы к самым неожиданным и разнообразным страхам. Увиденному в фильмах он придает еще более впечатляющие и ужасающие черты. Стоит направить незаурядные способности ребенка в другое русло.

Научите своего ребенка расслабляться, снимать психическое напряжение. Отвлеките, переключите его внимание, не дайте закрепиться тягостным переживаниям.

Рейтинг@Mail.ru