Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ


Редюхин Владислав

«Оценивать надо партнерство учителя и ученика в совместной учебной деятельности»

Cколько ни говорят о том, что количественными показателями труд учителя измерять нельзя, разработчики ОСОКО (общероссийская система оценки качества образования) дают один ответ: «Это все эмоции, их к делу не пришьешь». Тем не менее о двойном стандарте существующих критериев оценки работы учителя знают все: с одной стороны, требуют папки с графиками, диаграммами, рейтингами, а с другой – те же разработчики говорят: «На местах и так знают, кто хорошо работает, а кто не очень».

Но попытки отыскать и предложить более или менее объективные подходы к оценке труда учителя не прекращаются. Идеи есть, и порой очень привлекательные. Другое дело – какова их жизненная сила? Чтобы ответить на этот вопрос, мы разослали нашим активным читателям-педагогам статью специалиста-управленца Владислава Редюхина, которую публикуем сегодня, и собрали отзывы. Вот что получилось.

Конечно, можно оценивать ученика отдельно, учителя отдельно. Отдельно школу, муниципалитет и так далее. Критериальная база для этого создается. Однако явственно проглядывает и стремление оценить их работу в паре, взять хотя бы это странное решение судить по оценкам учеников о качестве работы учителя, школы, района. Оно хоть и ошибочно, но не случайно. «Совместное делание» – самый важный принцип в педагогике. Это основная форма передачи любых содержаний, в том числе и внутренних, а значит, это и основной показатель успешности педагогической деятельности.

Рассмотрение совместной деятельности в ближайших парах: «учитель – ученик»; «учитель – директор»; «директор – управленец»; «руководитель муниципального органа управления образования – руководитель регионального» – задает совсем иной подход к оцениванию результативности и качества работы всей системы образования и каждого ее участника. Рассматривая ситуацию таким образом, мы приближаемся к более целостному видению всех элементов образовательной оргструктуры: ученик, учитель, управленец, проектировщик, политик – и к пониманию их взаимообусловленности. Но сейчас не об этом речь. Как оценить взаимодействие в паре? Например, в паре «учитель – ученик».

Достаточно обратиться с вопросом к учителю о его учениках, к учени- ку – о его учителе. Критерию совместности пары «учитель–ученик» удовлетворят вопросы о позиции учителя по отношению к ребенку: где он? Рядом, как сотрудник, или довлеет сверху, а может быть, идет на поводу учеников, снизу находится? Для ученика это небольшая анкета, дающая понять, как он себя чувствует на уроке. Для учителя – записки об учениках или собеседование, разговор о том, какие у него ученики.

Отработка методики таких опросов – дело техники. Значительно труднее принять саму идею открытого взгляда друг на друга, открытого публичного разговора. Согласиться с необходимостью договариваться. Для этого надо перестать пу- тать авторитарность с авторитетом, лояльность с демократизмом. Но мы уходим от проблемы, закрываемся ученическими и учительскими портфолио, абсолютно непрозрачными для понимания реального положения дел.

Почему-то так происходит. Да, участники каждой пары не рядоположены, но в том и фокус: попытаться мыслить совместность не в поле административной вертикали, а в сетевом пространстве. Область-то деятельности у каждого своя, но есть участки пересечений, и это уже не личное дело/поле. Хотим мы этого или нет, такая взаимооценка все равно идет, приглушенная, деформированная, закулисная, часто обидная. И первое, что надо сделать, – окультурить этот процесс. Кстати, процесс самооценки тоже.

Считается, что с самооценкой учителя все у нас налажено: «Как вы оцениваете свой урок?», «Почему вы считаете, что соответствуете высшей категории?» – эти вопросы учителям задают, план самоанализа дают, а вот чему это служит, не спрашивают.

Если же применить самоанализ к практике оценки совместности, то вариантов будет всего четыре: «вижу проблему и нуждаюсь в помощи»; «вижу проблему и сам решаю ее», «вижу проблему, решаю и помогаю ее решать другим»; «нет проблем». Именно отсутствие проблем является настоящей проблемой педагога.

Остается добавить, что механизмы взаимооценки будут востребованы, если партнерство уже есть или если оно для нас ценность.

Рейтинг@Mail.ru