Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова,П.В.Степанов
Воспитательная система школы: от А до Я
М.: Просвещение, 2006
У книжки есть подзаголовок: пособие для учителя. Но она скорее предназначена для управленцев, которые проектируют или поддерживают развитие уже существующей воспитательной системы. Потому что авторы с первых же страниц объясняют, что речь пойдет о школе, в которой «базовой формой образовательного процесса является воспитание, а остальные процессы – обучение, взросление и стихийная социализация – дополнительны по отношению к нему».
И если вы хотели бы видеть свою школу именно такой, книжка вам будет интересна. Авторы анализируют весь цикл развития воспитательной системы школы – от замысла авторов до оценки эффективности системы. Особенно привлекает практика то, что все этапы рассматриваются не столько с точки зрения чистой науки, сколько на примерах многих школ из разных регионов: Тулы, Рязани, Перми, Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы…
А когда речь идет о самых трудных вопросах, рассматриваются даже типичные просчеты и проблемы. Например, авторы на практике убедились, что при определении целей воспитания большинство педагогов отвечают: «Всестороннее развитие личности ребенка» – или перечисляют набор полезных личностных качеств ученика. Оба широко распространенных варианта могут уже в самом начале стать препятствием для выстраивания гуманистической воспитательной системы. Авторы довольно подробно объясняют почему.
В главах, посвященных основным направлениям развития и оценке эффективности, практически любой раздел – будь то «воспитательный потенциал учебного процесса», «взаимодействие семьи и школы» или «изучение профессиональной позиции педагога» – насыщен практическими примерами. И это не подробный сценарий мероприятий, а скорее детальная и понятная схема, которой можно воспользоваться, насытив собственными идеями и смыслами. Впрочем, несколько материалов можно использовать и непосредственно. Например, «методики диагностики личностного роста школьников».
В.М.Лизинский
Психолого-педагогический и управленческий дневник директора школы
М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
Даже удивительно, как в такую небольшую книжку уместилось столько всего полезного: как работать с новым учителем, вывести из пассивной позиции родителей на собрании, помочь учителю стать успешным, снизить уровень тревожности в коллективе… Но это не одно из многочисленных пособий, содержащих точные рекомендации, «как правильно». Главная прелесть книжки в ее форме – форме дневника директора школы за один учебный год с 24 августа по 29 мая. Разговор о любой из трудных, болезненных школьных проблем начинается с размышления автора. Он вспоминает неприятный разговор; день, бездарно потерянный на отчет перед начальством; случайно услышанную реплику. А потом из этих раздумий, из анализа конфликтных ситуаций и школьных парадоксов рождается вариант анкеты, сценарий игры-совещания, план проведения профессионального конкурса. Или просто отчетливо сформулированные выводы.
Например, запись от 1 сентября. «Что за рабская привычка проводить педсовет в самый неудобный день года и только потому, что так требует начальство. Прошел педсовет довольно дуалистично. Народ вроде бы пришел отдохнувший, взволнованно добрый, а я, к сожалению, не нашел нужной тональности, и в конце концов все выродилось в обычное мероприятие, когда несколько человек дежурно, хотя и с пафосом вещают, а остальные ведут привычный образ жизни. Доклад свой я заучил до того, что сам порой не понимал, о чем говорю…»
Не правда ли, написано с большим знанием школьных реалий? Наверное, именно поэтому варианты решения проблем – по сути, а не только для отчета – воспринимаются с доверием.