Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Меркулов Филипп

Как грамотно начать урок?

Даже самое интерактивное по замыслу занятие может не состояться, если не продуманы формальные, организационные моменты

Cередина второй четверти. Все течет размеренно, своим порядком. И прежде всего уроки. При всем богатстве и разнообразии школьной жизни больше всего времени и ученик, и педагог проводят именно на уроке. И хорошо бы не впустую.

«Что делать – не понимаю»

В «Живом Журнале» есть немало страниц, посвященных урокам. Выпускники вспоминают, педагоги обмениваются опытом, делятся впечатлениями. Вот жалуется на судьбу молодая учительница. Уже почти полгода работает, а провести урок – по-прежнему проблема.

«Урок, как правило, начинается спокойно. Через несколько минут кто-то из ребят отпускает шуточку, повод не имеет значения. Это сигнал. Класс смеется, поднимается шум. Я отдаю себе отчет в том, что происходит, вижу, что теряю контроль над ситуацией, нервничаю. Прошу детей успокоиться, сосредоточиться, стучу ручкой по столу. Словом, проделываю все учительские штучки, над которыми сама подшучивала, пока была ученицей. Тогда я пускаю в ход последнее средство – силу характера. С характером у меня все в порядке. Я гневно кричу, вкладывая в крик всю свою злость. Ученики замирают. В страхе. Воцаряется благоговейная тишина. Класс неподвижен. Можно продолжать урок. Но только в форме монолога. Потому что никакого отклика от ребят теперь не дождешься. Они потеряли дар речи до самого звонка. Утешает меня одно: подобные ситуации происходят все реже. Уже не на каждом уроке, не каждый день. Зато каждый раз, когда подобное случается, я чувствую, что снова вернулась в сентябрь. Я не хочу навсегда войти в роль злобной мегеры. Это не мое амплуа. Но что делать – не понимаю».

Проблема дисциплины

В самом деле, вопрос дисциплины на уроке очень существенный. Как ни странно, особенно для ребят. Именно они, по данным исследований социологов, выделили «порядок в классе» в качестве главного критерия хорошего урока. Педагоги же, перечисляя признаки эффективного урока, в первую очередь назвали активность учеников. Возможно, это связанные между собой параметры. Дисциплина перестает быть проблемой на том уроке, где есть поле деятельности для учеников. Занятие, на котором педагог у доски вещает, а ученики на местах внимательно слушают, давно стало несбыточной фантазией. Или даже вредной.

Но самый интерактивный по замыслу урок может не состояться, если не продуманы формальные, организационнные моменты.

С чего начать?

Начало урока – момент резкого перехода от домашней жизни, свободной игры, общения со сверстниками во время перемены к совсем другой деятельности. Упорядоченной, нормативной, интеллектуальной. И педагог должен как-то обозначить границу между двумя ситуациями. Это легче сделать, если завести в классе некий ритуал, повторяющийся изо дня в день. Привычный, позволяющий ребенку переключиться на учебную работу, занять позицию ученика. И в то же время нескучный, с элементами неожиданности.

Самое банальное – ученики стоя приветствуют педагога. В младшей школе такой обряд еще проходит. Но старшеклассники переносят его уже с тоской. Так же, как неизменное: «Записали число, классная работа». Конечно, настраивает на урочный лад, но вяло.

Многие учителя не начинают урок, пока все не рассядутся, не достанут тетради из портфелей. Но лишь некоторые используют эти минуты не для того, чтобы гипнотизировать недовольным взглядом медлительных и шумных учеников, а как возможность пройтись между рядами, обменяться короткими деловыми репликами с кем-то из ребят, что-то посоветовать, проверить, одобрить. Общая работа начнется только после наступления полной тишины.

Если вы ведете урок не в своем кабинете, как-то обозначьте собственное присутствие в пространстве: повесьте на доску карту, положите книги на стол, запишите на доске словарные слова к уроку.

Иногда эту функцию организации начала урока педагог может передать представителям класса: кто-то раздает работы, кто-то вешает таблицы или карты, пишет на доске вопросы, отмечает отсутствующих. Педагог же имеет возможность сосредоточиться на более важных проблемах. В частности, помочь успокоиться и собраться мальчишкам, ворвавшимся в кабинет после бурной драки в коридоре.

Небольшая проверочная или самостоятельная работа (можно и в игровой форме) по домашнему заданию, на повторение в группах или парах прекрасно подходит как традиционное вступление к уроку. Особенно если класс привык к такому началу занятий. Ребята заранее знают, как поставить парты, где взять листочки и карточки. Потратив 3–4 урока на приучение детей к ритуалу, вы избавите себя от проблем на много недель.

О темпе и смысле

Для ученика хороший урок связан не только с ощущением порядка и безопасности, но и с частой сменой деятельности.

«Вот был у нас учитель. Он за урок успевал и опрос провести, и письменную работу, мы и в группах работали. Как все это в 45 минут помещалось?»

Для многих педагогов такой урок ка- жется бессмысленной суетой. Им хочется сосредоточиться на чем-то, углубиться в предмет. Они регулярно не успевают совершить все, что запланировали. Незавершенный урок оставляет у ребенка ощущение необязательности, ненужности происходящего.

Как понять самому, что вы с классом движетесь вперед? Как задать для ребят ориентиры продвижения?

В начале изучения каждой темы или раздела вспомните с ребятами, что они по этому поводу знали, умели раньше, посмотрите, как далеко вы ушли вперед. Определите цели, которых вы собираетесь достичь, освоив данный материал.

Пусть план урока будет записан на доске, на листе ватмана. И по мере исполнения тех или иных задач вычеркивайте строчки, демонстрируя как классу, так и себе, насколько организованно, быстро (или вяло) вы действуете сейчас.

Почаще на уроках вспоминайте пройденное. Пусть ребята увидят, что сегодняшний материал тесно связан с ранее изученным. Пусть найдут в тетради старую запись, перечитают уже прочитанный параграф учебника – но уже с новым багажом знаний, опыта.

Заранее напишите тематический план курса, хотя бы на четверть вперед, составьте перечень новых тем, умений, которыми ребята должны овладеть. Постарайтесь связать это с актуальными для учеников проблемами, чтобы они понимали, зачем стараются. Ведь не только ради отметки в журнале. И чтобы, приходя на урок, ребята заранее представляли, что их ждет. К примеру, мы изучаем Первую мировую войну. В прошлый раз говорили о предпосылках. Сегодня – об основных сражениях. На следующем уроке – о последствиях.

В ходе урока составляйте на доске обобщенный план темы, схему, чтобы ученикам проще было уловить логику занятия.

Регулярно подводите итоги, чтобы и вы, и ученики могли понять, сколько на самом деле освоено из намеченного. Дети ценят ощущение: «теперь я знаю, умею».

Мешок приемов

Урок целиком может быть посвящен одному виду деятельности, можно успеть выполнить несколько разных по типу заданий. Но чтобы каждый раз принимать разумное решение о том, как построить урок, чтобы свободно импровизировать, если понадобится, педагог должен иметь в запасе множество приемов, подходов. В частности, уметь разными способами организовать объяснение новой темы, провести тренинговые занятия, побудить детей к созданию творческих работ.

В идеале надо иметь в кабинете и на- бор методических материалов: нужные книги, документы, карточки, наглядные пособия, аудио- и видеозаписи по теме (с работающей техникой в придачу). К сожалению, методические материалы если и собраны где-то, то не всегда находятся под рукой на конкретном уроке. То урок проводится в чужом кабинете, то кто-то унес телевизор, то библиотека закрыта. Тем большее значение приобретает внутренний профессиональный багаж, то, чем владеет учитель как ремеслом.

Рейтинг@Mail.ru