Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Шматко Наталья

Модели интегрированного обучения

Комментарий специалиста

Проблема интегрированного обучения сложна и решается с большими затратами и с большим трудом. Из всех детей с особыми образовательными потребностями тех, кому нужно обучение по программе VIII вида, пожалуй, больше всего.

Но массовую школу нельзя обязать оказывать коррекционную помощь таким детям, там ведь не предусмотрена ставка дефектолога, нет методической помощи.

Тем не менее дети, которые не могут справиться с массовой программой, что подтверждено заключением ПМПК, продолжают числиться во многих школах. Родители отказались переводить их в коррекционное учебное заведение. Формально школа может при таком отказе заявить родителям, что в этом случае коррекционная помощь, необходимая ребенку, становится их, родителей, обязанностью и заботой. Но, увы, семьи, из которых приходят такие дети, чаще всего вообще не склонны обременять себя обязанностями. И школа остается один на один с проблемой.

В рамках национального проекта «Образование» мы разработали несколько моделей, по которым может строиться интегрированное обучение.

Большая школа может пойти на создание отдельного класса, где были бы собраны дети с особыми образовательными потребностями. Учатся они отдельно от остальных, а интеграция происходит в социальной сфере: общие праздники, внеклассные и внешкольные мероприятия.

Есть модель «гибкого класса», которую предложили и опробовали челябинские педагоги. Применение ее возможно лишь в больших параллелях, состоящих хотя бы из трех классов. В каждый распределяют по два-три особых ребенка. Во время уроков математики и русского языка эти ученики собираются в «гибком» классе, где занимаются по программе VIII вида. А потом возвращаются в свои обычные классы на все остальные предметы – окружающий мир, изо, музыка, физкультура, труд.

Практика показывает, что в городе, где есть хотя бы четыре-пять образовательных учреждений, вполне можно организовать обучение таких детей, оказывая им полноценную коррекционную помощь.

У сельской школы возможностей, конечно, гораздо меньше.

Если количество детей с особыми образовательными потребностями составляет хотя бы одну треть, то школа имеет право оформить ставку дефектолога. Детей с диагнозом из ПМПК нужно оформить на домашнее обучение, тогда появятся деньги на оплату дополнительных часов – тех самых уроков, которые нужно проводить отдельно.

Обязательно нужно наладить связь со вспомогательной школой, они могут помочь в организации занятий по предмету «Технология».

Если школа вынуждена справляться своими силами, может быть, ей стоит оформить на несколько часов специалиста с близлежащего сельскохозяйственного производства. Только он должен быть терпеливым и доброжелательным.

Рейтинг@Mail.ru