Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Рябинина Наталья

Дети с особыми потребностями в обычном классе

Как перестроить учебный процесс, если нет возможности перевести их в коррекционную школу

Cтатус школы – экспериментальной площадки сегодня уже не воспринимается как экзотика. Правда, как и любое нововведение в образовании, педагогический эксперимент иногда оказывается лишь красивой вывеской. Но есть множество школ, ищущих и делающих что-то сверх положенного, которые наконец-то получили возможность предъявлять результаты своих усилий.

Примером такого оправданного получения статуса может послужить одна из школ Костромской области, где эксперимент начался всего лишь из-за двоих учеников, но потребовал перестройки всей педагогической и административной работы.

По правилам и на самом деле

К сожалению, в последние годы среди учеников становится все больше детей с проблемами в обучении. Уже на первом году обучения такие ребятишки приобретают прочную репутацию отстающих, не осваивают программу. С ними занимаются дополнительно, но все это оказывается малоэффективным: ребенок все больше отстает по уровню знаний от сверстников.

По правилам такого ученика нужно провести через психолого-медико-педагогическую комиссию и в соответствии с ее заключением перевести в специализированное учебное заведение.

Но это возможно только с согласия родителей. И на практике получается так: семья чаще всего не согласна отправлять ребенка неизвестно куда. Это можно понять: ведь нередко специализированная школа одна на район и находится за десятки километров. То есть ребенок, для обучения которого требуются особые программы и специалисты, продолжает учиться в обычной школе. Вернее, отсиживает положенное время. А после «окончания» девятого класса получает справку вместо аттестата.

Две программы в одном классе

В большинстве школ покорно терпят такое положение вещей. Задоринская школа тоже воспринимала эту ситуацию как неизбежное зло. Но год назад костромской департамент разослал директорам письмо, в котором было предложено начать целенаправленную работу с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагоги подумали, посовещались и решились на эксперимент.

К этому времени категорически не справлялись с программой два ученика: девочка во втором классе и мальчик-четвероклассник. В отношении каждого было получено заключение комиссии о необходимости обучения в коррекционном учебном учреждении VIII вида. Для таких школ разработаны специальные программы и учебники. Их и заказали задоринские педагоги. То есть заказали они еще и методические пособия, но их не оказалось тогда, нет и до сих пор. Говорят, что подобная литература встречается в специализированных магазинах, но, увы, добраться до них не так-то просто.

За лето в школе оформили необходимую нормативную базу: взяли заявления с родителей, что они не возражают, чтобы их дети учились по рекомендованной им программе, но в прежней школе; составили должностную инструкцию для учителей, в классе которых планировался эксперимент.

И вот с прошлого сентября школа стала муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях сельской малочисленной общеобразовательной школы». С первого же дня стало понятно, что педагогический эксперимент – это совсем не просто.

Во время большинства уроков многое происходило по-прежнему: каждый из двоих детей с особыми образовательными потребностями остался со своим классом. Им только стали давать другие задания.

Однако для экспериментальных классов, второго и четвертого, потребовалось особое, сложное расписание, в котором совмещались бы учебные планы VIII вида и обычный. Это непросто было и в прошлом году, когда оба ребенка были еще в начальной школе, а в этом году мальчик пошел в пятый класс, и проблемы с расписанием возросли многократно. Ведь по коррекционному учебному плану некоторые предметы не предусмотрены вообще, а технологии, например, отведено целых шесть часов в неделю. Это, кстати, может стать камнем преткновения для некоторых сельских школ, где плохо оборудованы мастерские, а ставка учителя технологии годами остается вакантной. Особенно это проблематично для мальчиков – девчачье рукоделие можно организовать силами учителей-женщин, а вот мужчины в сельских школах становятся настоящей редкостью.

Сплошные вопросы

Каждый новый учебный день приносил только новые вопросы. От чисто организационных – как заполнять классный журнал – до сугубо педагогических – ставить ли этим ученикам «двойки»? Журналы в конце концов пришлось заводить отдельные, что сняло некоторые вопросы, но вызвало новые: если ребенок в этот день болеет, тему записывать или нет? А двоек после долгих споров и обсуждений решили все-таки не ставить. Впрочем, нормы оценивания, методические приемы обучения таких детей, формы контроля – все это приходилось узнавать дополнительно. Кроме того, при такой работе необходимы знания по дефектологии и психологии. Ведь процесс развития детей с особыми образовательными потребностями нужно исследовать и фиксировать. И педагоги школы начали учиться отслеживать динамику психических процессов, измерять уровень комфортности в классе…

Сейчас, спустя год, школе предстоит следующий этап – лицензирование на использование программы VIII вида в обычной школе. Это даст право выдавать ребятам после девятого класса соответствующее свидетельство об образовании.

Рейтинг@Mail.ru