Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Дашковская Ольга

Пособие по новейшей истории России: споры не прекращаются, обсуждение завершено

Завершилась серия конференций, где обсуждалось «нашумевшее» пособие «Новейшая история России. 1945–2006 гг.». Выпущенный на его основе учебник для школы уже отправлен на экспертизу в РАН. Но, как показало итоговое обсуждение, учителям интереснее не сам учебник, а дополнительные материалы к нему, которые можно использовать на уроке по своему усмотрению…

Итоговая конференция прошла в Москве, в зале Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). Кстати, здесь же проходила и конференция июньская, давшая старт обсуждению новых книг по истории. С ее участниками встречался президент Владимир Путин. А нынешнее мероприятие посетил «по президентской линии» только заместитель полпреда президента в Центральном Федеральном округе Антон Федоров.

– При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии платформ у нас были и есть общие ценности, которые сплачивают нас в единый народ, – заявил он, открывая конференцию.

Тему продолжил генеральный директор издательства «Просвещение» и руководитель группы по разработке образовательных стандартов Александр Кондаков. Патриотизм, гражданская идентичность, национальное согласие – таковы, по словам А.Кондакова, общероссийские ценности, закрепленные в стандартах второго поколения.

«Национальное согласие по основным этапам развития страны» – эту цель ставят перед собой и авторы пособия «Новейшая история России. 1945–2006 гг.» под редакцией Александра Филиппова, ради обсуждения которого и была созвана конференция. Однако применительно к самой книге согласия не удается достичь даже в ученой среде.

По мнению члена-корреспондента РАН, директора института Российской истории РАН Андрея Сахарова, в пособии уделяется много внимания достижениям советского периода, а вот какую цену заплатил народ за эти успехи, сказано «скороговоркой».

– Нужно пояснить, соответствовало ли подлинным интересам людей ускоренное восстановление военной промышленности с акцентом на рост военной мощи, перекачивание огромных средств на поддержку союзников-сателлитов, – считает А.Сахаров. – Или же интересы людей состояли в создании приемлемых условий жизни, в подтягивании общества к уровню развитых демократических стран без попыток «догнать» и «перегнать».

– Авторы совершенно справедливо видят цель книги в формировании гражданской позиции, – отмечает А.Сахаров. – Но главную роль в решении этой задачи отводят отношению людей к государству.

Примат государства над человеком А.Сахаров считает основным недостатком книги.

– Часть народа была опорой этой системы, и многие из них до сих пор ностальгируют по тем временам, – говорит А.Сахаров. – Другая часть народа – диссиденты, которые подготовили конец тоталитарной системы.

На конференции присутствовали участники диссидентского движения. Одна из них – Мариэтта Чудакова, литературовед, критик, писатель, а с недавних пор – член «федеральной тройки» СПС на выборах в Думу. Ее выступление было самым жестким: М.Чудакова обвинила авторов пособия в том, что они нашли оправдание для сталинского террора.

– Если мы начнем объяснять учащимся, что есть мотивы для убийства миллионов, то они не вырастут ни патриотами, ни людьми, способными сострадать своим согражданам, – заявила М.Чудакова.

Действительно, в книге для учителя в рубрике «Информация к размышлению» есть глава «Споры о роли Сталина в истории», в которой он сравнивается с Иваном Грозным и Петром Великим.

Все они руководили страной в исторические периоды, которые требовали «концентрации ресурсов, в том числе властных». «В этих условиях на первые роли в государстве выдвигались люди, способные осуществлять подобную централизацию, – пишут авторы пособия. – По существу, целью внутренней и внешней политики Сталина стало восстановление – политическое и территориальное – российской империи».

О средствах, которые использовались для достижения этой цели, авторы пособия тоже пишут. Правда, как уже отмечал А.Сахаров, «мимоходом» и «скороговоркой», в пределах абзаца или даже одного предложения. Отстраненно приводят факт истребления целых общественных слоев и делают лаконичный вывод: «Все это не способствовало укреплению нравственного климата в стране».

На следующих страницах приводятся данные социологических опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) за февраль 2006 года, согласно которым 47% респондентов положительно оценивают роль Сталина в истории, 29% – отрицательно, 24% затруднились ответить.

Правда, раздел о роли личности Сталина в истории и разных точках зрения по этому вопросу в учебнике для 11 класса, подготовленном на базе пособия, отсутствует.

В настоящее время учебник «Новейшая история России. 1945–2006 гг.» побывал на экспертизе в РАН и направлен на доработку. Главное отличие учебника от пособия, по словам А.Филиппова, состоит в том, что он «короче и легче» – во исполнение требований СанПиНов.

– Еще мы старались максимально убрать оценочные моменты, чтобы не навязывать мнение авторов учащимся, – заявил А.Филиппов.

Однако очевидно, что учебник не будет слишком отличаться от пособия. Ведь оно, как неоднократно разъяснялось на подобного рода конференциях, представляет собой «набор концептуальных установок».

– Задача авторов – избежать такой интерпретации исторических событий, которая бы неадекватно воспринималась большинством российских граждан, – считает заместитель министра образования и науки Исаак Калина.

– На уроке хозяева учителя. Вы вправе использовать учебник как иллюстрацию к собственной позиции, которая может не совпадать с авторской, – заявил заведующий кафедрой истории МПГУ профессор Александр Данилов, обращаясь к педагогам.

По его мнению, будущее – за новым типом учебников, так называемых «навигаторов», в бумажных вариантах которых дается минимум сведений, а основной массив информации содержится в многочисленных приложениях – на аудио-, видеоносителях, на CD.

По такому же принципу построен и методический комплект, сопровождающий учебник «Новейшая история России. 1945–2006 гг.». Комплект включает карты, элективные курсы, задания на различных носителях.

Помимо этого разработано 6000 цифровых образовательных ресурсов по истории. А еще рассекречены и размещены в интернете сотни архивных документов. Они вызывают у педагогов очень большой интерес.

И вообще, как показало обсуждение, учителей волнует не столько сам учебник, сколько дополнительные материалы к нему. А значит, новый учебник не станет для них истиной в последней инстанции. Так же, впрочем, как и для их учеников.

Рейтинг@Mail.ru