Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ


Александрова Екатерина

Зачем учиться?

В старших классах ответ на этот вопрос может найти только сам ученик

Когда люди слышат – «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ), у большинства возникает уверенность, что речь идет о выборе факультативов и кружков. Но процесс образования – это не только обучение. Это путь ребенка к самому себе, поиск им собственных способов решения проблем, это его воспитание и развитие. Результатом реализации индивидуальной воспитательной траектории (ИВТ) и индивидуальной траектории развития ребенка (ИТР) являются именно те социально значимые компетенции, которые будут востребованы постоянно.

Опыт некоторых российских школ свидетельствует, что такие результаты вполне достижимы.

В педагогической литературе не встречается упоминание об индивидуальной воспитательной траектории или же об индивидуальной траектории развития ученика. Будущих педагогов в институтах учат составлять планы воспитательной работы, и «высшим пилотажем» считается, если классный воспитатель основывает эти планы на пожеланиях детей и родителей. Якобы так реализуется личностно-ориентированный подход к воспитанию…

Наш опыт показывает, что ученики старших классов при поддержке классного руководителя могут разработать индивидуальный план решения учебных и личностных проблем.

Ценности и практика

Прежде чем перейти к конкретным примерам, отметим, что главным условием индивидуализации образования является единое ценностно-смысловое пространство школы. Создание такого пространства – отдельная большая работа.

Она начинается с понимания субъектами образовательного процесса смысла поддерживающих, событийных отношений, ценности Свободы как педагогической категории. Данная триада «Свобода – событие – педагогическая поддержка» является базовой для концепций свободного воспитания, индивидуальной и понимающей педагогики.

Чтобы принять решение о целесообразности введения технологии ИОТ в своей школе, учителям надо соотнести эти концептуальные подходы с собственными профессиональными установками.

Нередко бывает так, что большинство учителей школы декларируют свою приверженность гуманистическим идеалам, но на практике реализуют другие ценности. Индивидуализация образования часто понимается педагогами как набор манипулятивных процедур, позволяющих педагогу донести до ученика содержание учебного материала. При таком подходе об индивидуальных образовательных траекториях говорить не приходится.

Подчеркнем, важно не только эмоциональное принятие сотрудничества, поддержки и свободы, но и понимание того, как возможна реализация этих ценностей в практической деятельности. Связь теории с практикой лучше раскрывается на мастер-классах, в деловых играх, особенно если туда пригласить педагогов школ, в которых уже реализуются технологии ИОТ. В частности, в школах автором статьи были проведены деловые игры «Наше педагогическое кредо», «Организация индивидуального образования», «Ученики, родители, сотрудники и администрация школы – равноправные субъекты педагогического сопровождения». С целью обогащения пространства коммуникативного взаимодействия педагогов и ребят моделировались ситуации, где каждый юный и взрослый участник мог примерить на себя разные педагогические «амплуа»: консультанта, контролера, эксперта… При этом дети учились предъявлять запрос на ту или иную роль взрослого.

В нашей поисково-экпериментальной работе мы столкнулись с парадоксом. Чем сильнее было наше старание нацелить педагогов на изучение теоретических знаний, тем чаще они задавали вопрос: «Что конкретно мы должны делать?». И только спустя определенное время, когда ресурс готовых методических разработок исчерпался, у многих учителей возник вопрос: а что и как делать дальше? Вот тогда пришло осознание значимости теории, усилился интерес к самостоятельной творческой работе, появились собственные идеи и первые примеры их воплощения.

Где она, идеальная школа?

...Группа подростков заявила о своем нежелании ходить в школу, мотивируя это тем, что «если надо, мы и сами вместо учителей эти уроки проведем, и расписание вместо завуча составим». В процессе совместных бесед психолога и тьютора со старшеклассниками родился групповой проект «Идеальная школа».

Ребятам было предложено пофантазировать на тему «Если бы директором был я…» и разработать концепцию, структуру и содержание образовательного процесса в своей «идеальной школе». Вначале обсуждение приняло форму мозгового штурма, но затем участники занятия в соответствии со своим видением модели образовательного учреждения разделились на микрогруппы. Несколько человек работали над индивидуальными проектами.

Процесс их работы начался с описания собственного опыта учения в конкретном учебном заведении.

Концепция «Идеальной школы», особенно в части отношения к ученикам, строилась на принципе «от противного»: «Вот давайте не будем делать, как было у нас!». Ее структура в части кадрового состава и должностных обязанностей основывалась на личном опыте старшеклассников («А у нас в школе…»). Материально-техническая база оказалась в исполнении старшеклассников наиболее «фантастичной»: в нее ребята включили вообще все, о чем может мечтать ученик. В процессе же работы над учебным планом, программами и выбором форм организации учебно-воспитательного процесса они пришли к мнению, что им явно не хватает конкретных знаний. Именно здесь произошел перелом в плавной до сих пор работе «за партами». Были востребованы библиотека, интернет и советы педагогов-предметников. Старшеклассниками разрабатывались методики индивидуального образования, рождалась идея совмещения индивидуальных и групповых форм работы в школе.

Осмысление и обобщение наработанного материала произошло тогда, когда они пришли к вопросу, актуальному в современной ситуации: сколько стоит образование одного ученика в год? Для ответа на этот вопрос им пришлось просчитать все материальные затраты образовательного учреждения: начиная с оплаты труда преподавательского и технического персонала и заканчивая расходами на содержание школьного здания. Были востребованы консультации с экономистами и юристами. Пересматривались многие, спонтанно возникшие в процессе первоначального «мозгового штурма» идеи и предложения, исходя из их экономической целесообразности. Рождалась «Концепция Идеальной школы».

Разработанные модели уточнялись даже в процессе их публичной защиты, проходившей в ходе «родительских собраний», на которых представители «Идеальной школы» должны были привлечь в свое образовательное учреждение новичков. Индивидуальные итоги работы старшеклассников отражались в их фразах: «Я понял, что должен делать в школе», «Вот как я буду учиться дальше!», «Мне надо менять школу» (и это тоже результат! – Е. А.).

А педагоги школы смогли увидеть свое образовательное учреждение глазами учеников, что повлекло за собой реальные изменения в организации образовательного пространства.

Рейтинг@Mail.ru