Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ


Шлезингер Брет

Каким должно быть образование для подростков, которые не хотят учиться?

Брет Шлезингер – основатель движения «Город как школа», директор Национальной академии альтернативного образования (Нью-Йорк, США)

Первое образовательное учреждение, работающее по модели «Город как школа», было открыто в Нью-Йорке в 1972 году. В нем учились 15 учеников, работали четыре педагога, один из них – Брет Шлезингер. Сегодня такие школы есть во многих странах мира: в Германии, Швеции, Испании, Финляндии… Все школы такого типа получили одно общее название: Школа продуктивного образования. Координацией их работы занимается Институт альтернативного образования в Европе, который находится в Берлине. Брет входит в состав консультативного совета института.

…После многих лет преподавания в средней школе Брет стал ассоциированным членом Нью-Йоркского совета по управлению и подготовке кадров в образовании. Затем – одним из учредителей Национальной академии альтернативного образования, ее директором. В этом качестве он преподавал в университетах, где создал серию курсов для учителей, готовящих их к инновационному администрированию образования.

Мне кажется, что нет подростков, которые не хотели бы учиться вообще, есть ребята, которые не хотят учиться тому, чему их хотят научить взрослые. Поэтому проблема состоит не в том, как все-таки заставить учиться по прежним, традиционным правилам, а изменить сами правила: строить образование на том, что интересно ученику.

Давайте сыграем в такую игру: закройте глаза, представьте, что вы учитесь в седьмом-восьмом классе. А теперь откройте и скажите, что вас, подростка, интересует, о чем вы хотели бы узнать, чему научиться?

Из зала. У меня дома живет собака, а я сама увлечена биологией. Мне бы хотелось больше узнать о животных.

– О живых или ископаемых?

– О живых. Хотелось бы непосредственно работать с животными.

Брет ведет этот диалог, высоко подняв яркий красно-оранжевый каталог, в котором перечислены возможные рабочие места (или «ресурсы») для учеников.

– По выбранному направлению есть места, где вы сможете ухаживать за собаками, узнаете, как их стричь, правильно кормить.

– А можно в ветеринарную клинику?

– Да, запросто.

Из зала. Я бы хотел больше узнать о США.

– Хотите поработать в мэрии? Или помощником конгрессмена? Это возможно.

Из зала. А меня интересует психология.

– Из-за принципа конфиденциальности это будет трудно. Но можно придумать. Например, помощник психолога или психиатра в клинике...

Я убежден, что наступит день, когда в традиционных школах не останется ни одного ребенка, все они разойдутся по «ресурсам».

Школа отнимает у ребенка несколько лет, давая вместо прочных и востребованных навыков «знания», полезность которых довольно сомнительна. То есть время, проведенное там, выброшено напрасно: огромное большинство вызубренных сведений забывается моментально. Недаром на американском телевидении демонстрируется программа «Вы умнее, чем пятиклассник?», где взрослые и дети-пятиклассники соревнуются на уровне программы пятого класса. Так вот, обещанный миллион получают очень немногие взрослые.

Эффективным нельзя считать и способ обучения в традиционной школе. Ибо она хочет, чтобы все учили одно и то же в течение одного времени, в одинаковом темпе. Но могут ли тысячи людей пробежать марафонскую дистанцию с абсолютно одинаковой для всех скоростью?

Все эти глобальные недостатки школа пытается оправдать необходимостью дать всем базовое образование. Но базовое образование должно включать совсем немногое: умение читать, писать, общаться, совершать несложные математические действия (у меня, кстати, до сих пор с этим немалые трудности), умение решать проблемы и определить свое место под солнцем. Все остальное можно рассматривать в качестве десерта.

Образование же в широком смысле – это общий объем опыта. Мы не можем претендовать на то, чтобы контролировать этот прихотливый и глубоко индивидуальный процесс.

Одна из наших выпускниц после школы пошла в шоу-бизнес. Очень скоро у нее была сольная программа, о которой писала пресса, и мы, ее учителя, решили пойти посмотреть представление. Когда оно закончилось, мы пошли в гримерную поговорить и поздравить с успехом. Во время разговора девушка вдруг спросила у своей бывшей учительницы литературы: как вы думаете, почему я одета в черное? И сама же ответила: потому что вы, приходя на урок и рассказывая о своих любимых литературных произведениях, всегда были одеты в черное. Этот цвет стал для меня символом всего прекрасного, символом настоящего искусства. Кстати, потом эта артистка стала очень известной. Вы тоже наверняка ее знаете: это Вупи Голдберг.

Модель «Город как школа» предоставляет подростку самому выбирать себе образовательные моменты из многообразия современной жизни огромного Нью-Йорка. Начинается обучение с того, что подросток берет каталог, тот самый, который я показывал вам в самом начале семинара, и планирует собственную программу обучения. И в школе никто никогда ему не станет указывать, где и когда он должен находиться.

То, что дети движутся в разном темпе, видно даже в процессе выбора: одним достаточно часа, другим требуется несколько дней, ибо они не понимают, чего хотят. Кстати, одной из важнейших задач школы можно считать опыт раздумий и выбора. Самое же главное состоит в том, что при таком обучении становится возможным личностно-значимый момент понимания, озарения. По-американски и по-русски он звучит одинаково: момент «ага!». Ага, вот оно как, говорим мы, вдруг поняв что-то важное. Но это возможно лишь в том случае, когда ты на самом деле заинтересован в решении проблемы, а не просто отвечаешь на вопрос из учебника.

Один из наших учеников перепробовал много мест практики, но никак не мог найти занятия по душе и учился спустя рукава. Он не был бестолковым, просто не хотел заниматься. Наконец однажды он выбрал в качестве ресурса ресторан. Поработал на кухне помощником, и его совершенно заворожила работа шеф-повара. «Ага! – сказал он. – Кажется, это то, что мне подходит». Он обратился к шефу с вопросом: что мне необходимо сделать, чтобы работать так же, как вы? И тот, подумав, ответил, что прежде всего нужно закончить школу. «Ага», – снова подумал парень. И с этого момента по-настоящему взялся за учебу, ибо теперь понимал, зачем ему это нужно. Через несколько лет он добился своего и работает шефом в одном из известных ресторанов Нью-Йорка.

Настоящее образование начинается только тогда, когда у человека наступает этот «Ага!»-момент. (Брет, говоря об этом, поднял руку вверх и счастливо улыбнулся.) У кого-то «Ага!»-момент случается в школе. Кто-то переживает состояние открытия, понимания себя и окружающего его мира в сорок, в пятьдесят лет… Главное, чтобы этот момент случился!

Модель «Город как школа» родилась не на пустом месте, а возникла как одно из решений тяжелой общенациональной проблемы. Около сорока лет назад в американском обществе и образовании разразился серьезный кризис: около 75% учеников бросали школу. Все отмеченные недостатки школы и так уже отвращали учеников от образования, но последней каплей стало введение общего обязательного тестирования. Требования школы перестали отвечать требованиям времени. Рынку труда были необходимы специалисты-профессионалы, которые должны уметь делать что-то конкретное, переучиваться, общаться с коллегами и т.д., а этому ни в одной школе не учили. Попыткой выхода из этой тупиковой ситуации и стал «Город как школа».

Рейтинг@Mail.ru