Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ


Вопросы после выступления Джерри Минца

– Денег на образование уходит все больше, а результаты тестов все хуже и в России, и в Америке. Где выход?

– Есть способ повысить результаты тестирования без дополнительных затрат. Известно: дети учатся лучше, если чувствуют ответственность за свое образование. 85% учеников демократических, инновационных школ сдают тесты с хорошими результатами, хотя и не готовились к ним специально (средняя цифра по Америке – чуть более 50%). Это происходит, на мой взгляд, благодаря тому опыту работы с информацией, опыту взаимодействия и одновременно независимой деятельности, который приобретают ученики в свободных школах.

– Вы много путешествуете и всегда возите с собой учеников. Почему?

– Путешествия – важная часть образования. Поэтому в моей школе мы путешествуем постоянно по специально разработанным программам, изучая окружающую среду, знакомясь с известными университетами, различными сообществами. В путешествии просыпается интерес к миру. Начать можно с чего угодно, хоть с изучения национальной кухни.

– Есть много школ для одаренных детей, музыкантов, математиков. Считаете ли вы их тоже альтернативными?

– Я не очень верю в школы для талантливых детей, в различные специализированные школы. Образование должно быть индивидуальным, но у ребят должна быть возможность общения с разными людьми, разными сверстниками. А этого можно добиться только если нет специального отбора детей. К тому же каждый ребенок по-своему талантлив. Каждый любознателен по природе. Проблема в том, что родителям, педагогам нелегко услышать, понять ребенка, помочь ему найти свой интерес.

– Как узнать, что пора искать альтернативу той школе, в которой учится ребенок?

– Есть несколько признаков. Я насчитал семь, как в сказке:

1. Ваш ребенок сказал, что ненавидит школу, прислушайтесь к нему.

2. У ребенка возникают трудности в общении со взрослыми, ему трудно смотреть им в глаза, есть проблемы во взаимоотношениях с детьми старшего или младшего возраста.

3. Ребенок приходит домой уставший и удрученный.

4. Ребенок жалуется дома на конфликты в классе, рассказывает о множестве несправедливых ситуаций. Это значит, что в школе не налажен процесс решения конфликтных ситуаций, не налажено общение.

5. Ребенок теряет интерес к творчеству: рисованию, музыке и танцам. Значит, креативное мышление не поощряется в школе и абсолютно не ценится. И это гасит настоящие таланты детей.

6. Ребенок перестал читать и писать для собственного удовольствия. Он делает минимальный объем домашнего задания и переходит к другим, более интересным для него видам деятельности. Это означает, что инициатива не ценится в его школе и он скоро утратит способность читать и писать просто для удовольствия.

Он тянет до последней минуты с выполнением домашнего задания, которое для него совершенно неинтересно.

Это ведет к утрате врожденной любознательности.

7. Ребенок регулярно сообщает, что в школе не случилось сегодня ничего интересного. И зачем ходить в такую школу?

– Что такое, по-вашему, хорошая школа?

– Существуют надежные критерии хорошей школы, которые можно измерить такими категориями, как креативность учеников и педагогов, их чувство ответственности, эмпатия.

Важно отдавать себе отчет, в какой степени детям нравится проводить время в школе. Например, у нас есть школы, в которых существует договоренность с учениками, что ребенок не может оставаться в классе после окончания учебного дня, если он себя плохо вел. Это считается ужасным наказанием. Более того, в одной школе дети проголосовали, чтобы не было летних каникул. Вот только учителя не захотели отказаться от отпуска.

– Какое влияние на вас лично оказала школа? Было ли в ней что-то хорошее?

– Самое большое влияние на меня оказал мой дедушка. Он был писателем, юристом. Я приезжал к нему. Мы садились рядом, и он меня, 7–8-летнего мальчишку, спрашивал: «О чем бы ты хотел поговорить?»

И рассказывал мне об агностицизме, о суперэго, о причинах возникновения Второй мировой войны, о природе юмора. Окружающие возмущались:

– Старик сошел с ума, если разговаривает о таких вещах с малышом!

Но именно эти разговоры создали меня таким, каков я есть. Школа не шла ни в какое сравнение.

Рейтинг@Mail.ru