Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Завьялова Наталья

Жмурки-прятки виртуальные

Ребенок весь ушел в компьютерную игру, и родители докричаться до него не могут. Не опасно ли это? И есть ли польза в этих играх? И надо ли давать ребенку неограниченный доступ в интернет, где, по его словам, только и можно по-настоящему поиграть?

Профессор Московского городского психолого-педагогического университета Бронюс АЙСМОНТАС утверждает: «Проблема не в том, во что и с кем играют наши дети, а в том, умеют ли они играть. Вот что нужно брать в расчет, когда взрослые начинают рассуждать о вреде и пользе компьютерных игр»

Если подросток остался наедине со своими проблемами, не может найти пути их решения, ему виртуальный мир поможет забыться. Можно играть, проходить этапы все большей сложности и завоевывать уважение к себе как к классному игроку. Это ощущение комфортности хочется повторить, вновь и вновь моделируя ситуацию успеха.

Игры, чаты, форумы, «Живой Журнал» компенсируют социальное одиночество подростка, не имеющего психологической поддержки близких людей, которые могли бы предложить альтернативу в реальной жизни.

Другое дело, если подросток настроен на саморазвитие и самопознание. Компьютерная среда дает ему возможность самостоятельно, ни от кого не завися, возвращаться, выяснять все нюансы на разных уровнях сложности. Можно тренироваться в решении задач, проводить виртуальные опыты, читать научные статьи.

Компьютерные игры содержат немалый образовательный потенциал, например: возможность репетировать, возвращаясь в начало, проходить один и тот же уровень многократно, вырабатывая определенную реакцию и закрепляя конкретные навыки.

А компьютерные путешествия, сказочные приключения удовлетворяют детское любопытство, дают ребенку возможность побыть самому с собой, подурачиться, побаловаться и, если будет охота, поискать самостоятельно отгадки к заданиям. Ему интересно попробовать себя в разных направлениях, а компьютер, выступая наставником для играющего, позволяет каждому работать в зоне его потенциальных возможностей.

Самостоятельно, без назиданий и принуждения ребенок выбирает более сложные или простые задачи, использует подсказки и советы, экспериментирует, пробует различные направления для собственного развития. Все это происходит, конечно, инстинктивно, но именно это и притягивает. Кроме того, ребенок всегда может найти тот уровень, жанр, скорость, которые подходят именно ему. В реальном учебном процессе такой дифференцированности, к сожалению, не будет никогда.

Конечно, родителям надо понимать, что компьютерные игры – это бизнес, приносящий немалый доход. И очень часто погоня за прибылью приводит к появлению на рынке некачественной продукции. У нас продается немало рекламных буклетов, журналов, газет про игры, а вот достоверную, объективную информацию о положении дел в сфере компьютерных игр получить неоткуда. Многое в просвещении родителей могли бы сделать психологические службы школ.

Неправда, что родители заняты своими проблемами и совсем не интересуются жизнью детей. Одно дело, когда с родителями говорят на птичьем языке терминов, и совсем другое – когда им предлагают посмотреть результаты тестирования собственного ребенка и они понимают, для чего ведется этот разговор. В таком случае родители способны осознать проблемы развития своего ребенка, подумать об их преодолении. Было бы замечательно предложить родителям поиграть в игры, в которые играют их дети, а потом устроить обмен мнениями.

О компьютерной зависимости много говорят, но пока нет никаких методик ее определения. Поэтому каждая семья оказывается наедине с этой проблемой. Диалог с психологом мог бы, конечно, помочь ребенку. Но специалисты пока еще на стадии изучения психологических особенностей пользователей ИКТ. Знаний, в которых нуждаются родители и учителя, катастрофически не хватает.

Компьютерные интернет-технологии, в том числе и игровые, пронизали сегодня все сферы нашей жизни. Это реальность, и мы должны учить детей жить в ней смело и осмысленно. Главное – самим понимать, что в ходе игры на основе смоделированной ситуации идет работа с собственным опытом, анализируются ситуации из своей жизни, преодолеваются стереотипы, формируется исследовательское поведение, приобретаются знания, к которым ребенок приходит сам, переживая, чувствуя, ощущая. И эти знания остаются с ним надолго, стимулируют его саморазвитие.

Конечно, чрезмерность опасна. Но и запреты вредны. И безразличие родителей к тому, чем занят их ребенок за компьютером, разрушительно. Хотя контроль из-за спины куда отвратительнее. Уж лучше отношения с ребенком за компьютером регулировать понятиями «игра», «игра по правилам».

Рейтинг@Mail.ru