Вторая тетрадь
Школьное дело
А демонстрационные опыты в какую графу?
И снова о классном журнале
Как правило, тема классного журнала актуализируется именно в сентябре, во время его вручения для заполнения: нужен – не нужен, можно – нельзя, будем – не будем. О том, что классный журнал может сыграть с учителем злую шутку, большинство из нас знают не понаслышке.
Вот и нам пришло тревожное письмо от учительницы из Московской области:
«В конце августа в нашу школу приезжал методист из районного методобъединения для проверки ведения журналов. Методист обратил внимание на то, что я не записываю в журнале демонстрационные опыты. Я возразила: во-первых, я никогда этого не делала, хотя работаю в этой школе 21 год, во-вторых, уверена, что это не нужно. На уроках химии демонстрационные опыты проводятся постоянно, самые разнообразные – их слишком много, и в журнале просто нет места для того, чтобы вносить записи обо всех демонстрациях на уроке. В результате скандал. Директор школы сказала, что о высшей квалификационной категории я теперь могу забыть, и отказалась готовить документы на ее подтверждение.
У меня вопросы: существуют ли четкие инструкции по ведению классных журналов? Какие записи учитель делать обязан? Что остается на усмотрение педагога?»
О том, что какого-либо официального документа, обязывающего учителя вести журнал, не существует, наша газета писала еще год назад. Заполнение журнала относится к «другой части педагогической работы» (не к урокам. – Ред.), к работе, которая «требует затрат рабочего времени и вытекает из должностных обязанностей». Эта работа «регулируется уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка», как гласит приказ Министерства образования и науки РФ № 69, изданный для конкретизации постановления Правительства РФ № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников».
Из этого следует, что только локальным актом ОУ, специальным «Положением о ведении классного журнала», определяются правила его заполнения: что записывать, как, где, каким цветом. Об этом вносится соответствующая запись в устав школы, и каждый учитель должен быть ознакомлен с принятыми правилами.
Правда, выработка этих правил – серьезное испытание для руководителей ОУ. С одной стороны, прямое предназначение журнала – подтверждать ведение педработником часов, служить источником объективного учета рабочего времени. А с другой – не только бухгалтерия занимается «проверкой» журналов. Санэпиднадзор требует соблюдать нормы проведения контрольных, дозировать домашние задания, и в Москве уже ввели ответственность руководителей ОУ за учет объема домашних заданий. Если управление образования спрашивает со школы отчет о количестве уроков, проведенных с использованием ИКТ, значит, это надо обязательно обозначать в журнале. Если департамент образования требует завести отдельные разделы в конце классного журнала для предметов, которые изучаются интегративно, это сделать совершенно необходимо…
Главное – договориться «на берегу», в том числе и о том, следует ли учителям-естественникам фиксировать в журнале проведенные на уроках опыты, учителям-словесникам – кинопросмотры, а математикам – сопутствующее повторение. Такой договор, скрепленный письменно, защитит нас от произвола.