Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Курбатов Рустам

Школа, которая работает по программе Интересных Дел

Другой взгляд на школьные предметы

«А по какой программе работает ваша школа? Математика по Морро или Петерсон? Чтение по «Живому слову» или Бунееву...» Это вопросы, которые мне как директору часто задают родители учеников. И учителя, которые хотят работать в нашей школе. Я говорю какие-то общие слова. Я не знаю, «по какой программе» работает наша школа.

Есть разные Интересные Дела, которые предлагает учитель или сами дети. Но чаще всего вопрос «что делать?» решается вместе.

Когда учеба становится исполнением желаний

Иногда Интересные Дела тесно связаны с каким-либо предметом. Прогулка к пруду (посмотреть, как застывает вода) – естествознание. Подсчет, сколько мы (вся школа) съедаем мяса в день, – математика. Письмо ученикам в другую школу – русский. Чтение любимой книги – литература.

Но в жизни границ между предметами нет. Придуманную задачку по математике надо записать – это русский язык. Подготовить доклад о кошке – это и чтение книги, и письмо. Литературный театр – это и чтение, и письмо, и рисунок, и музыка.

И тогда ребенок встает утром с постели не потому, что «надо идти в школу». А потому, что он знает, что сегодня будет репетиция «Сказки о козле». Или будем делать книгу – настоящую! – с картинками, переплетом. Или пойдем в другой класс, где учится младший (старший) брат (сестра), рассказывать о гладиаторах, динозаврах, разведении попугаев. Он идет в школу потому, что там его ждут Интересные Дела!

Интересное Дело – это не американский project. Первое, проект – это надолго: на месяц, четверть, год. Скучно. Второе, тему проекта говорит учитель: «Тема нашего проекта – защита окружающей среды»… Проект – это вариация на тему Школы.

Интересное Дело – другое дело. Это то, что ребенок действительно хочет делать. То, что он делал бы даже дома, когда никто его не принуждает работать. Интересное Дело возникает там, за стенами школы, в настоящей жизни ребенка.

Задача – угадать, пред-угадать, что он действительно хочет и что ему по-настоящему интересно. Не просто говорит «я хотел бы…», а подскакивает от радости, не верит своему счастью, не слышит звонка с урока. И строить всю «программу» от этого.

В классе 15 учеников. У каждого своя радость. Пятнадцать Интересных Дел одновременно – нереально. Как на практике?

Начинаем, как правило, с общих тем. Но, конечно же, это не темы уроков. Это то, на чем сошелся, пересекся интерес детей и взрослого. Не важно, кто предложил, кто сказал первый: «Давайте будем делать…» Главное, чтобы действительно было интересно всем.

Учитель сам составляет программу. Далее – не примеры, а только варианты работы.

Варианты работы

Русский (иностранный) язык. Газета о жизни класса. Переписка с учениками другого класса (другой школы). Страница на сайте с новостями для родителей. Вопросы к настольной игре. Подписи к фотографиям. Переписка с Нафаней, Белочкой, Зайчиком… Сценарии спектаклей по литературе. Задачи по математике. Газеты по истории и естествознанию. Стихи. Сказки. Романы.

Математика. Математические игры и головоломки. Измерения: расстояние, площадь, размеры. Взвешивание различных предметов. Деньги: цена, сдача… Собственные интересные задачки.

Литература. Инсценировки. Написание собственных шедевров: рассказов, стихов, фантастических повестей. Чтение любимых книг – чтобы потом рассказать о них другим. Фильм и книга: можно посмотреть фильм и прочитать книгу – потом обсудить. Спектакль и книга. То же, но вместо фильма – театральная постановка.

Естествознание и история. Доклады на самые разные темы. «Путешествие на Машине времени» в другие эпохи. История семьи. Экскурсии, поездки, выходы в лес… Аквариум, попугай или морская свинка – живой уголок в классе.

Организация работы

Сколько длится работа над темой? Мы пробовали разные варианты, но, как правило, это 8–10 часов. Хорошо, когда тема укладывается в неделю. Получается по два урока ежедневно. Возможно, даже первые два урока. Потому что это главная работа – ради нее ребенок идет в школу. Не развлечение – настоящая учеба.

Итак, наша программа – это Интересные Дела. Придуманные учителем, детьми или вместе. Над которыми работает весь класс, группа или каждый сам по себе. И если мы начинаем с Общих Дел, то потихоньку, шаг за шагом, учимся работать самостоятельно: в группах и поодиночке.

Возможность работать самостоятельно – это награда, это пятерка для того, кто научился. Научился говорить вполголоса, спокойно читать книгу, слушать товарища, задавать вопросы, поднимать руку, когда надо. Свобода в обмен на Умения. Я умею! Я научился тому, что не мог делать вчера. И теперь я могу быть самостоятельным, я получаю больше свободы!

Работа в группах – более реальный вариант, чем индивидуальная работа. Здоровый ребенок любит работать вместе, общаться, говорить. Классика: четыре группы по четыре человека. И детям нетрудно. И учитель с ума не сойдет.

У каждой группы – своя тема. Скорее всего в рамках общей большой темы. Например, общая тема – Космическое путешествие. Темы групп: Солнце, планеты Солнечной системы, Звезды, Черные дыры.

Сначала, как правило, смотрим фильм. Потом дети делятся на группы и каждая группа выбирает себе тему. Идем в библиотеку, ищем книги по своим темам. Передвигаем парты в классе, чтобы было удобнее работать в группах. Дети читают, говорят вполголоса. Итогом нашей работы является газета. Газета – это слово дети всегда пишут с большой буквы и произносят с особым чувством. Там будут и рисунки, и тексты, написанные детьми (иногда успеваем их напечатать). На уроке, на перемене, после всех уроков; на парте, на подоконнике, под партой на полу – они делают Газету. И – момент счастья! – дети идут со своей Газетой в соседний класс.

Иногда и к старшеклассникам. Его, этого первоклассника, за столом еле видно, речь его невнятна (занимается с логопедом) – но он делает доклад перед учениками 8 класса о динозаврах. «У кого-нибудь еще будут вопросы?..»

А как же стандарты?

Ставить запятые, читать с выражением стихи, правильно произносить английские звуки, красиво писать прописную букву «Д», делить столбиком, знать, что нашими предками были славяне (и тюрки), представлять, что будет с водой при нагревании, бесспорно, надо.

Это навыки. Полезные знания и умения, без которых не выйдет Интересное Дело. И поэтому – именно поэтому! – они нужны. Навыки всегда идут вслед за делом. Пишем газету – надо уметь писать. Считаем булочки в столовой – складывать, умножать и делить. Ставим спектакль – читать, писать, говорить, рисовать…

Сколько времени на эту техническую работу? Быть может, полдня, может, меньше. Решает учитель – все зависит от ситуации. Нет рецептов и четких инструкций – есть различные обстоятельства в жизни.

Как мы прорабатываем навыки: все вместе, по группам, поодиночке? Главным образом, индивидуально. Математика – много разноуровневых карточек. Русский – карточки на различные грамматические структуры.

Хотя, что такое индивидуальная работа? Дети могут обсуждать и спрашивать у товарищей, как делать задачу или упражнение. Индивидуальная работа превращается в групповую.

На стенде висит Лист успехов – лист «Я УМЕЮ». Если я уже умею делить двузначное число на однозначное, у меня стоит «зачет», плюс. Такой «зачет» – не оценка. Это признание учителем, классом, что я действительно хорошо могу делать эту работу. И могу помочь товарищу, который еще не научился это делать.

А когда учитель считает, что надо что-то объяснить всем, он требует внимания и тишины. И начинается урок. (Ну наконец-то!) Небольшой, на 5–10 минут. Это урок a posteriori – урок по следам: детского интереса, возникающих проблем.

Рейтинг@Mail.ru