Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

ИЗ ЛЕТНЕЙ ПОЧТЫ «ПС»


Кожурина Людмила

О требованиях к учителю, школьных лагерях и педагогическом чтении

Получать письма всегда приятно, а если это письма читателей газеты, скопившиеся за время отпуска журналистов, то и подавно. Что там – в пухлых почтовых конвертах, в стопке распечаток электронных писем?

«Это ведь не заказной отзыв, а от души»

Так, как бы извиняясь, порой начинают свои добрые письма к нам учителя, читатели нашей газеты. Но ведь и правда: искреннее отношение, спонтанный порыв благодарности теперь так мало ценятся! Всем подавай достижения, новые технологии, доказательства успешности, как будто без них ты никто. А нашу газету, судя по письмам, за то и ценят, что она не рекламирует лидерство в образовании – рассказывает о рядовом учителе, чутком и ответственном человеке, ему и адресована.

Правда, среди летних писем есть весточки и от лидеров:

«Уже август, а я все никак не соберусь пойти и узнать, перечислены ли мне, как победителю конкурса ПНПО, деньги. Они, конечно, нужны, дом надо ремонтировать, но как вспомню унизительность процедур, через которые прошла, как представлю эту сцену, когда у директора, ставящего печать на бесконечной веренице моих бумаг, рука – в прямом смысле слова – онемела, так сразу пропадает охота получать деньги. Злая это игра, нельзя так с учителями».

И далее в этом письме завуч школы из Кемеровской области рассказывает, каким образом она ставит заслон бюрократическим подходам к образованию: «Получив вашу газету, прочитываю ее всю и тут же раздаю коллегам по частям: психологу, социальному педагогу, руководителю МО классных руководителей, учителю информатики, что-то директору, а что-то сама выношу на совещания и педсоветы. Это помогает нам сформировать общие подходы к образованию и работать в унисон, в традиции гуманистической педагогики. Только благодаря газете люди в нашем коллективе не чувствуют себя «недоразвитыми и недопонимающими текущий момент», как нам пытаются внушить наши управленцы. Спасибо, что вы есть!»

«Спасибо за поддержку»

Требования к учителю сегодня очень противоречивые, а потому неисполнимые. Вот и получается, что ситуаций, когда он не в ладу с совестью, все больше и больше. То, что хорошо для проверяющих, зачастую плохо для детей. А то, за что его хвалят, самого учителя, бывает, просто коробит. Об этом мы тоже узнаем из учительских писем:

«Чем хороша ваша газета, так это неупотреблением заумных слов и неписанием непродуманных мыслей, – пишет нам педагог из Владимирской области. – Наши местные методисты, наоборот, этим злоупотребляют, и ничего невозможно понять, разве только почувствовать себя дураком. Но, читая газету, я нахожу поддержку своим мыслям. Например, я категорически против термина «технологии» применительно к людям. Технологии – это про машины, про вещи, но никак не про людей. И то, что к людям прилагается та же мерка, что и к неодушевленным пердметам, говорит о том, что идеальной целью образования нам следует считать превращение людей в нелюдей. Как будто все рассчитано на то, чтобы людей от нелюдей было невозможно отличить. Взять хотя бы понятийный аппарат, введенный повсеместно в обиход. Например, слово «информация». Оно затмило собой культуру, художественную литературу, мысли, чувства, ощущения – фактически упразднило их. А уж на словосочетание «педагогические технологии» у меня прямо аллергия. Ну информационные, ну производственные или строительные – только чтобы не про людей! Бывают ли технологии с человеческим лицом?»

Вопрос риторический. Такие задают, когда уверены в понимании. Мы очень дорожим такими письмами-откликами: вовсе не претендующие на публикацию, они включают обратную связь, без которой газета невозможна.

«Подарок от людей мыслящих»

Читая острые материалы нашей газеты, учителя иногда признаются: «Я и сам так думаю, но чтобы сказать… нет, я не боюсь, но уверен, что говорить об этом бесполезно». То есть так: человек стоит на каких-то твердых педагогических позициях и сдавать их не собирается, но в виду изменившихся приоритетов образования помалкивает. Хотя точки несовпадения могут быть весьма болезненными. Например, представления о том, чем должен заниматься учитель: «Учить детей, готовиться к урокам учителю теперь просто некогда, – пишет нам педагог из Томской области, – надо заполнять формы, писать статьи, разрабатывать проекты, участвовать в конкурсах, издавать брошюры за свой счет. Потому что ты плохой учитель, если слух о тебе не прошел по району и области, если ты не скакал и не прыгал по кабинетам и сценам методических мероприятий. Все это смущает учителя и дезориентирует. Не мы должны писать методические разработки и издавать брошюры – наше дело стоять в классе, быть с детьми. И получать в руки научно-методические подарки наподобие газеты «Первое сентября». Для сверки маршрута».

А вот письмо от Людмилы Суворовой, учителя из поселка Арамиль Свердловской области:

«Прочитала в № 12 газеты «Первое сентября» интересную и полезную статью «Из учителей – в вожатые». В это время (был июнь) наш школьный лагерь уже работал. Но в последние годы мы делаем два лагеря, так что для работы в августе я составила перечень мероприятий по газете «ПС» и передала его начальнику лагеря Луизе Ткачук. Так мы с вами общими усилиями сделали отдых наших детей более содержательным и веселым. Высылаю несколько номеров газеты «Летнее приволье», которую выпускали ребята, и фотографии».

Такие письма, дорогие читатели, – это ваша забота о нас. Ведь и мы нуждаемся в отклике, поддержке. Сказать ли, сколько радости журналисту – получить коротенькую SMS-ку в первые дни после выхода номера: «Спасибо за статью»?

«Первое сентября» на методической службе

Из лингвистической школы «Veda» города Орла пришло письмо от директора Любови Шатохиной:

«У нас учителя не только учат детей языкам, но и сами учатся. Учатся не столько новым технологиям, сколько пониманию миссии учителя, что бы он ни преподавал. У нас есть традиция – уделять на методобъединениях несколько минут чтению «Первого сентября» и других газет. Это происходит так: каждый получает номер и просматривает его, а потом рассказывает только об одном материале, который показался наиболее важным.

Польза от такого упражнения большая: во-первых, учитель привыкает размышлять на темы, относящиеся к профессии, а не только к его предмету, – поверьте, это не приходит само собой. Во-вторых, человек тренируется высказываться кратко и по сути, что зачастую тоже представляет проблему для учителя.

Так упражняемся уже третий год, и видно, как постепенно рождается и растет потребность учителей в чтении педагогической литературы. Так как мы – учителя иностранного языка, начали с чтения Холта, Гатто, Миллера… Сначала было молчание с поджатыми губами: мы же все воспитаны и продолжаем воспитываться по-советски! А потом, когда начали делиться впечатлениями, наступило потепление. Стали сравнивать идеи авторов с собственным опытом, пошел самоанализ. Читаем дальше. Уже не для мероприятия, а для души».

Как подтверждение – прикрепленный к письму файл с раздумьями учительницы школы Валентины Харлановой:

«Без воспитания самих себя воспитание других – это ложь и лицемерие. Ведь процесс воспитания явно не укладывается в формулу «Отчитал – отшлепал – воспитал», даже если без «отшлепал». Он не так прост, хотя в роли воспитателей выступают все, кому не лень и кому больше трех лет… Я читаю, читаю и жгу костры из опадающих листьев своих закоренелых предрассудков в вопросах воспитания. Начинаю наслаждаться общением с дочерью на небывалом для меня уровне равенства, здравомыслия, любви. Это чтение дает мне умиротворение в общении с собой, с учениками, со всем миром».

Источник самообразования

Что ж, если так обстоят дела, можно надеяться на сохранение лучших традиций отечественной педагогики. И в отдельно взятых школах, и в практике многих учителей личностное развитие педагога занимает первое место. Мы всегда рассчитываем на это, и нам пишут:

«Чтобы научить ребенка самостоятельной работе над собой, нужно сначала научить студентов-учителей этой самой самостоятельной работе. Я бы даже сказал, заставить научиться учиться самому. Это должно быть совершенно четко и однозначно прописано в контракте учителя. Ученик может научиться только на примере учителя. Все остальное – обман и самообман».

И далее автор письма, преподаватель вуза из Ростова-на-Дону Кирилл Харченко, благодарит газету за предоставление обширной информации, направляющей саморазвитие педагога: за ссылки на хорошие книги, объявления о конференциях и конкурсах, за содержательные интернет-обзоры – все это становится опорой его спецсеминара для студентов-педагогов «Учись учиться».

…Вообще-то, читая почту, понимаешь, что угадать, какой именно материал или какая рубрика «зацепит» читателя, невозможно. Бывает, нам пишут о статьях из наших старых газет, до которых, как пишут, «наконец-то руки дошли, а может, и сознание». А бывает, откликнувшись резко, месяца через два читатель меняет свое мнение: «Перечитал статью «До вынесения приговора» еще раз, хорошенько поразмыслил и решил, что все правильно написано, извините» – есть и такое письмо в летней почте.

Но как бы то ни было, выбирая, готовя материал к публикации, мы всегда рассчитываем на умного и сведущего читателя – а как еще педагогическая газета может выразить свое огромное уважение к учителю-читателю?

Рейтинг@Mail.ru