Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Куценко Елена

Учимся слушать друг друга, вырабатывать совместные решения, принимать чужую точку зрения

Предлагаем вам в кратком пересказе игры, описанные в книге Линды Бут Свини и Денниса Медоуза «Сборник игр для развития системного мышления». Они занимают совсем немного времени и не требуют сложного оборудования.

Круги в воздухе

Это забавное упражнение поможет вам и вашим коллегам своими глазами увидеть (в буквальном смысле!), что оценки одной и той же ситуации могут быть прямо противоположными – в зависимости от позиций наблюдателя.

Предложите участникам взять в руку ручку, карандаш или другой продолговатый предмет, поднять его вертикально и непрерывно рисовать на фоне потолка окружности по часовой стрелке. А теперь нужно, продолжая рисовать в воздухе, опускать карандаш, совершающий круговые движения, пока воображаемая плоскость, на которой рисуются окружности, не окажется ниже уровня глаз. Участники должны ни на мгновение не прерывать движения. Когда все будут смотреть на свои круги сверху вниз, задайте вопрос: в каком направлении движется ваш карандаш? Окажется, что движется он против часовой стрелки.

Тут вы наверняка услышите несколько изумленных возгласов, кто-то захочет повторить, полагая, что в процессе выполнения случайно изменил направление движения.

Пусть желающие проверят и убедятся, что действительно меняется не направление движения, а точка, с которой они это движение наблюдают.

Для обсуждения авторы упражнения предлагают несколько вопросов:

Какова была ваша первая реакция?

Какие мысли и слова были первыми?

Позволила ли, на ваш взгляд, ваша первая реакция продвинуться вперед в понимании происходящего?

Если общая тональность обсуждения будет благоприятной, разговор можно развернуть в дискуссию о разных точках зрения, о том, что другая далеко не всегда оказывается неправильной.

Обрывки бумаги

Это игровое упражнение поможет научиться понимать чувства слушателей и различать, что из сказанного они поняли, а что может послужить причиной недоразумения. Участники на своем опыте убедятся, что одно и то же сообщение может быть интерпретировано по-разному.

Всем участникам (лучше, если их от десяти до двадцати человек) нужно раздать по листу бумаги А4. Задание заключается в том, чтобы в процессе выполнения команд участники получили листы одинаковой формы. В процессе выполнения глаза должны быть закрыты, переговариваться нельзя.

Игротехник медленно и четко произносит инструкцию, давая время на выполнение каждого этапа: «Сложите листок вдвое и оторвите правый нижний уголок. Сложите листок вдвое еще раз и оторвите правый верхний уголок. Еще раз сложите вдвое и оторвите левый нижний уголок. Теперь откройте глаза, разверните листок и покажите окружающим».

Все рассматривают листочки, отверстия в которых почти наверняка расположены по-разному.

Теперь нужно повторить попытку с новыми листами в группах по три человека. Двое из каждой тройки должны закрыть глаза (или повернуться спиной к третьему), слушать и выполнять его команды. Инструкции могут не повторять первый вариант, главное, чтобы в последовательности действий было минимум три этапа и в каждом бумага складывалась, а какой-нибудь уголок отрывался. После того как последовательность будет выполнена, слушатели сравнивают получившиеся листочки. Одинаковы ли они?

Если нет, участники меняются ролями: третий участник становится слушателем, а один из прежних слушателей дает указания. На этот раз можно будет переговариваться.

После того как все закончат, происходит обсуждение того, что участники смогли отметить, когда были слушателями, и что, когда сами давали указания. Что они выяснили за эти три попытки? В каком случае полученные результаты больше походили друг на друга? Почему?

Участников обычно удивляет, какие разные формы получаются в результате выполнения простых и одинаковых для всех команд.

Попросите группу поделиться примерами ошибок, которые они совершили или видели, как совершают другие, где причиной были проблемы при общении, что и привело к нежелательным результатам. Напомните участникам типичные случаи из вашей совместной практики. Как в ней обсуждаются вопросы? Принятая манера общения поощряет решение проблем или затрудняет его?

В результате обсуждения может возникнуть разговор о том, что даже в тех случаях, когда мы уверены, что в общении никакого недопонимания нет, не исключены ошибки и недоразумения. Улучшая общение и тренируя умение слушать, мы развиваем свою способность мыслить системно и, в частности, учиться работать единой командой.

Квадратура круга

Игра-упражнение позволит понять, что такое работа в команде, что такое самоорганизация и процесс выработки общего взгляда на совместные действия.

Упражнение лучше проводить на улице на ровной свободной площадке, где свободно разместится по кругу ваша группа (от восьми до тридцати человек).

Пусть все построятся в линию, плечом к плечу. Попросите участников вытянуть руки вперед ладонями вверх. Положите один конец заранее приготовленной достаточно длинной (больше десяти метров) веревки на руки первого в линии и пройдите вдоль всей шеренги, кладя веревку на ладони, чтобы в результате каждый касался веревки обеими руками. Дойдя до конца шеренги, развернитесь и пройдите в обратном направлении, укладывая остаток веревки на землю перед участниками. Затем свяжите концы веревки. Теперь все участники держат на руках половину получившегося кольца.

Объясните участникам правила: «Необходимо использовать всю веревку. Закройте глаза и держите их закрытыми на протяжении всего упражнения. Вы можете перемещаться вдоль веревки, но меняться местами нельзя. Если кто-то решит, что упражнение закончено, пусть поднимет руку, и я попрошу группу проголосовать. Если большинство согласится, я попрошу вас остановиться и открыть глаза. Если я этого не делаю, следует продолжать упражнение».

Если кто-то из участников не хочет закрывать глаза или нечаянно открыл их, пусть выпустит из рук веревку и молча отойдет на несколько шагов назад, покинув круг.

Цель группы состоит в том, чтобы построить квадрат, причем все участники должны продолжать держать веревку в руках. Если в группе мало участников, от шести до десяти человек, можно попросить их сделать не квадрат, а треугольник, только уточните, что он должен быть равносторонним.

Вам необходимо внимательно следить, чтобы никто из участников группы не врезался в стены, деревья, не споткнулся о другие препятствия. И воздерживаться от комментариев! Когда группа сочтет упражнение законченным, пусть участники положат веревку, не изменяя получившейся формы.

Теперь можно посмотреть, что за фигура получилась. После этого отойдите куда-нибудь в сторонку, где можно с удобством расположиться для обсуждения.

Попросите участников поделиться впечатлениями о том, насколько эффективно группе удалось наладить обмен информацией; какова была общая стратегия; была ли стратегия доведена до каждого члена команды?

Стратегии могут быть разными. Некоторые участники полагают, что процесс будет проще, если всем рассчитаться по порядку номеров и перестроиться таким образом, чтобы на каждой грани квадрата было равное количество участников. Другие выбирают тех, кто будет стоять в углах квадрата.

Чтобы продемонстрировать суть самоорганизации в команде, можно задать несколько вопросов:

Появился ли у вас в команде лидер?

Как присутствие или отсутствие лидера сказалось на работе команды?

Как повлияла на обмен мнениями невозможность видеть происходящее?

В результате игры ваши коллеги смогут убедиться, что процесс будет более эффективным, если участники группы будут слушать друг друга, и удостоверятся, что все поняли всё правильно до того, как начать действовать. Это упражнение показывает, что усилия авторитарного лидера будут совершенно напрасны, как бы он ни старался командовать остальными и указывать, кому что делать, чтобы построить квадрат.

Рейтинг@Mail.ru