Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН


Леонтьева Ольга

А если начать учебный год совсем по-другому?

Как принимают новых учеников в немецких школах продуктивного образования

Международный день свободы в образовании впервые решено провести в этом году – 15 сентября. Большинство школьников мира уже учатся, педагоги учат, никто еще не устал, не отчаялся, есть планы на будущее и есть время их осуществить.

Идея пришла в голову свободолюбивым французам, они активно реформируют свою национальную систему образования и всячески поощряют развитие инновационных школ. Уже полетели по Европе и Америке воздушные шарики, почтовые открытки со слоганами, рекламирующими права родителей и детей, призывающими к свободе выбора форм и методов обучения.

В Париже 10 сентября состоится пресс-конференция, которая закончится грандиозным пикником для семей, школ, защищающих права детей на счастливое детство.

В Лондоне пройдет Образовательная выставка, где будут представлены разные образовательные учреждения, многочисленные семейные, домашние школы.

В Вене 7 сентября заинтересованные лица смогут принять участие в дискуссии по поводу эффективности различных форм обучения. Аналогичные обсуждения пройдут в Европейском парламенте в Страсбурге. Педагоги, родители из Германии, Италии, Испании, США составляют свои планы участия в международной акции.

Организаторы приглашают граждан других стран присоединиться к акции. Для этого достаточно придумать что-то свое, пусть очень маленькое и камерное, в масштабах отдельной семьи, класса, школы, любым способом выразить свое отношение к проблеме: что-нибудь нарисовать, сочинить, устроить и отправить информацию о своих действиях на сайт Международного дня свободы в образовании.

Первые встречи с учениками, равно как и встречи после длительных каникул, очень важны. Именно в этот момент закладывается система будущих взаимоотношений между педагогами и детьми. Даже если ребята учатся в школе не первый год. Потому что за лето они повзрослели, изменились. Потому что пришли в школу с новыми надеждами. Но, к сожалению, чаще всего эти первые встречи превращаются в контрольную, проверяющую готовность ребят к учебе. Зачем? «Для выявления пробелов учащихся», «для проверки уровня знаний учеников» – так пишут в отчетах об этой процедуре учителя и администраторы. Фактически детей таким образом сразу возвращают к реальности жесткой политики «кнута и пряника». То есть к школьной жизни. А ведь начать год можно совсем иначе. Свободно, уважительно. Чтобы потом сохранять эту атмосферу свободы и уважения друг к другу на протяжении всего года.

Собеседование

Расскажу о тестировании, на котором не так давно я присутствовала в качестве гостя. Шел прием новых учеников в 9 класс одной из немецких школ продуктивного образования.

Юноши и девушки, подавшие заявления для приема в школу, пришли в этот день с родителями. Для меня это было удивительно: ребята не выглядели паиньками. «Понимаешь, они сегодня нуждаются в поддержке, ведь для большинства из них это последний шанс закончить школу. Многие уже как минимум год, а то и два не учились, просто не ходили в школу», – объяснили мне учителя, встречавшие ребят. «Ну, кто из вас самый смелый?» – один из педагогов обращается к ребятам. «Я!» – «Тогда ты идешь со мной, а мама здесь подождет». По кабинетам разошлись по парам: учитель – будущий ученик. А как же я? Хотелось послушать, о чем пойдет речь, понять смысл собеседования. «Я не могу тебя пригласить, – говорит Андреас, один из педагогов, – это может быть очень личный разговор. Все зависит от юноши, Арона, с которым я буду беседовать, – и тут же обращается к нему: – Можно журналист из Москвы послушает, о чем мы будем разговаривать?» Молодой человек соглашается, и мы заходим в отдельную комнату.

Уже в этот момент стало заметно, что педагоги стараются продемонстрировать ребятам свою готовность работать с ними. Готовность – и желание. А еще – уважение к тем, кто первый раз пришел в эту школу.

Андреас взял анкету и, задавая вопросы Арону, начал ее заполнять.

– Где ты живешь?

– А семья большая?

– Есть младшая сестренка? Ты часто за ней приглядываешь?

– Мобильный телефон есть? Дай мне, пожалуйста, номер.

– Чем увлекаешься? Любишь встречаться с друзьями? Рэп уважаешь?

Сначала Арон отвечал чересчур серьезно, словно искал «правильные» ответы на поставленные вопросы. Педагог же искренне интересовался всем, что связано с жизнью будущего ученика, записывал в анкету только то, о чем они вместе договорятся («Такая формулировка подойдет?»).

Очень скоро взгляд Арона изменился. Знакомое выражение, виденное много раз. Но где я встречала такой взгляд? Когда? Вспомнила. Взгляд из безразличного (так смотрят дети, уверенные, что никто и никогда не сможет их понять) стал изучающим. Словно это не Арона принимали в школу, а он экзаменовал своего будущего учителя. Так первого сентября дети глядят на вошедшего в класс преподавателя: «Кто ты? Что нам ждать от тебя?»

Тем временем Арону был задан очередной вопрос:

– Скажи, что ты думаешь о школе? О той, в которой учился?

– Я учился в «реальшуле» (Realschule), и мне там было очень трудно. В группе 25–30 человек, на уроках учителя никто не слушает, все разговаривают между собой. Да и я тоже не слушал: смысла в этом нет никакого, все одно и то же. Говорят, говорят… Мне хочется самому что-то делать, а не слушать о том, что сделали другие.

– Ты имеешь в виду, что предпочитаешь сам один раз попробовать яблоко, а не слушать о том, какого оно вкуса?

– Точно!

Ответ на вопрос о бывшей школе давали все ребята, проходившие в тот день собеседования. Вот лишь некоторые высказывания:

– Это кошмар. Больше мне нечего сказать.

– Мне всегда было страшно туда идти: я ждал, что кто-то меня обязательно унизит. Или учителя («Ты ленивый, глупый… и т.д.»), или одноклассники («Маменькин сынок! Нюня!»).

– Это место, где можно «оторваться». Я это сразу понял и восемь лет играл роль клоуна в классе. Потому что скучно! А когда учитель начинает кричать, становится прикольно!

– Школа – это не для меня. Мы поссорились с классным руководителем, и я перестала туда ходить. Моя личная жизнь – мое дело, никому не позволю в нее вмешиваться.

Сколько информации к размышлению… Дети идут в первый класс с надеждой, мечтая стать самыми умными, самыми-самыми… А к девятому классу многие из них начинают ненавидеть школу. Не отдельных учителей, среди которых есть интересные, умные, добрые люди, а именно школу как место, где никто и никогда не защищен от публичного унижения (плохой отметки – даже если она заслужена). Есть о чем подумать перед началом учебного года…

Взгляд Арона стал немного удивленным и в то же время вопросительным. Неужели здесь действительно можно говорить правду?

– Как ты думаешь, тебя в той школе считали пунктуальным человеком?

– Не думаю… Скорее нет, это моя слабость.

В глазах Арона читалось: «Что же случится со мной в этой школе? Будет ли этот человек достаточно мудрым, чтобы не злиться на меня, когда я буду ошибаться? Да… Мое будущее – в его руках. Достаточно ли они сильны?»

«У меня к тебе просьба. Принеси, пожалуйста, через неделю газету или альбом с презентацией себя», – говорит Андреас. «Как это?» – «Да сделай как хочешь, как тебе нравится. Любишь рисовать – рисуй, любишь фотографировать – приклеивай фотографии. Главное, чтобы у тебя было что-то, что ты сможешь использовать, рассказывая о себе. Понимаешь, на первых уроках каждый должен будет представиться новым одноклассникам. Это легче сделать, имея «опору» – стенгазету или альбом о себе. Сможешь?»

Ну и ну… Еще учиться не начали, а уже дают домашнее задание! Не будет Арон ничего делать, уверена: отметку ему за это никто не поставит.

Тестирование

После того как с каждым будущим учеником один на один поговорил преподаватель, ребят пригласили на тестирование по немецкому и английскому языкам и математике (в Берлине – три обязательных выпускных экзамена). «Как же так? Прежде чем взять ребят в свою школу, вы тестируете их знания?! – возмутилась я. – Значит, кого-то, того, кому труднее всех, вы не примете в школу?» «Почему не примем? Мы возьмем всех, кто готов к самостоятельной работе. Думаешь, почему мы предложили каждому подготовить «презентацию»? Если к нашей школе, к нашему проекту они относятся серьезно, то сделают это, ведь никаких рамок и ограничений мы не ставим, отметок – тоже. Готовый к творчеству, самостоятельный ребенок с поставленной задачей справится с легкостью. А тот, кто не справится, просто еще не- достаточно повзрослел, чтобы учиться в продуктивном образовании: у нас 90% времени нужно заниматься самостоятельно. Тесты по предметам ребята сдают не для того, чтобы мы приняли самых лучших и отсеяли тех, кто с ними не справился. Тесты ребята пишут, чтобы мы, учителя, знали, с какими образовательными проблемами к нам пришли ученики; чтобы заранее подумали, как мы собираемся им помочь с этими проблемами справиться».

Примерно то же самое педагоги объяснили и молодым людям перед началом тестирования. Но… Глядя на выражения лиц девушек и юношей, слабо верилось, что они доверяли учителям. Каждый имел негативный опыт сдачи тестов в школах.

Учителя без стеснения подсказывали тем, кто рискнул что-то спросить: «Да, в этом месте лучше сделать так. Ничего страшного, пиши, как ты думаешь». Атмосфера разряжалась улыбками педагогов. Диктант читали чуть ли не по слогам. Главное – чтобы все смогли написать, чтобы все поверили: школа – это место, куда приходишь, чтобы тебе помогли научиться, а не место, где наказывают за неумение.

Собеседование – хороший повод познакомиться с человеком, который пришел к тебе (в твою школу) учиться. А знакомство не бывает односторонним: у каждого формируется мнение о других. Самое главное, что я увидела в этой школе, – готовность педагогов к знакомству с новыми ребятами. Молодой человек шутит – учитель улыбается. Девушка рассказывает свою историю со слезами на глазах – учитель взволнованно слушает ее. Подростки рассказывают о себе, о своем опыте, своих проблемах – учитель рассказывает о своей школе, о требованиях, о ребятах, о своих надеждах.

– Здравствуй, учитель!

– Здравствуй, ученик.

Рейтинг@Mail.ru