Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Казаринов Александр

Улучшений закон не даст, зато проблем добавит

Таково мнение педагогов, принявших участие в обсуждении закона, устанавливающего с 1 сентября обязательность полного среднего образования. Обсуждение это прошло на виртуальном интернет-педсовете www.pedsovet.org/, где был создан специальный форум «Госдума за всеобуч».

Больше всего опасений вызывает у практиков требование содержания учеников в школе не до 15 лет, как сейчас, а до 20.

Каждый учитель представляет себе, что значит учить тех, кто учиться не хочет или не может: «Я совершенно согласен с формулировкой «уравнять шансы всех детей». Но уравнивать нужно именно шансы, а не людей – желающих учиться и не желающих. Теперь способные и трудолюбивые, которые могли бы стать высококлассными специалистами, лишаются возможности получить образование на достойном уровне, поскольку львиная доля усилий учителя будет сосредоточена на не желающих напрягаться бездельниках. Притом усилия-то эти по большому счету тщетные. Обучение – такая штука, что без определенных усилий самого обучающегося результата не будет».

Неубедителен и такой мотив: пребывание подростков в школе сократит количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними: «Непонятно, какая связь между образованием и профилактикой правонарушений. Обратим внимание, до революции 1917 года в Российской империи, как известно, не было обязательного среднего образования. В 1910 году максимальное количество заключенных составляло 174728 человек на 147 миллионов населения. Это будет 0,12%, то есть в 5 – 6 раз меньше, чем в РФ или в США сегодня! Беспризорность и несовершеннолетнюю преступность школа никогда не могла и не сможет одолеть. Этим должны заниматься специально подготовленные люди, а не учителя. Отвлекать учителя на борьбу с беспризорностью и преступностью – значит использовать учителя не по назначению и… бесплатно».

Еще свежа у педагогов память о последствиях введения «всеобщего среднего» в СССР: «Новые поправки возвращают в знакомое прошлое. Под переходом к всеобучу у нас и при «развитом социализме» понималось не право каждого учиться, а обязанность школы снабдить каждого аттестатом. Теперь же, когда труд учителя оценивается по успеваемости учащихся, он будет вынужден производить «липу». Иначе не получит ничего». И далее: «Общество, заинтересованное в устойчивом развитии, сначала создает условия для экономической мотивации, которая подталкивает социальную, и побуждает граждан самостоятельно развивать определенные качества, чтобы быть конкурентоспособными, успешными и счастливыми. Нынешние же поправки к Закону «Об образовании» выглядят как наказание для учащихся, родителей, работников образования. Они не отражают современные тенденции развития базового образования в мире, просто консервируют прошлое, предоставляя возможность «отсидки» в ожидании аттестата».

Никто не сомневается, что «отдуваться» за всеобуч придется школьным учителям: «В Москве уже 2 года обязательное 11-летнее образование – ничего не изменилось: дети как прогуливали, так и прогуливают, учителя как бегали по домам, так и бегают. В 10 класс берут всех, вне зависимости от того, сможет ли ученик потянуть перегруженную программу. А тянуть приходится – при тотальном мониторинге качества образования. Школа в осаде: детишки слабенькие, а качество должно быть высоким. Плюс ЕГЭ, результатами которого школу бьют по голове».

Одни изумляются головотяпству чиновников: «Почему благородная цель провозглашается не через проект или программу достижения цели, а через закон, назначение которого – фиксация действующих норм?» Другие уже готовы действовать в новых условиях: «Но раз свершилось, подумаем, что же надо сделать в первую очередь. Физически отделить старшую школу от средней и начальной. Усилить финансово программу профессиональной переподготовки учителей и воспитателей, задействованных в старшей школе, – сертифицировать их для работы именно с этой возрастной группой. Усилить финансово программы самообразования для учащихся старшей школы. Ввести национальную систему мониторинга персональных успехов и достижений каждого молодого человека, начиная с 15-летнего возраста».

Однако общее мнение выглядит именно так: «Я против закона в принципе. Всеобщее среднее приведет к снижению качества образования. Оно имеет колоссальный антивоспитательный эффект. Но закон уже есть. Звучит красиво. Улучшений он не даст, зато проблем явно добавит».

Рейтинг@Mail.ru