Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Второй раздел
В папку учителя

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Анна Чернявская. Педагогическая техника в работе учителя

Особенности взаимодействия с учащимися с разным типом характера

Книга классифицирует и систематизирует профессиональные способности и знания, которыми должен владеть учитель. Именно этим она и полезна, несмотря на то что написана суховато, «без лирики».

Итак, по мнению автора, педагогическая техника – это умение управлять собой, взаимодействовать как с отдельным учеником, так и с классом в целом. В соответствии с таким пониманием педагогической техники и построена книга.

Управлять собой ничуть не легче, чем другими. Это и постановка голоса, и следование своему стилю, и выразительная речь, и педагогическая рефлексия, и даже актерские умения. Для того чтобы успешно взаимодействовать с детьми, нужно, например, обладать способностями к невербальному общению, уметь строить диалог и дискуссию, владеть способами предотвращения конфликтов.

Почти в каждом разделе книги приведены анкеты, методики и тесты. Вы сможете, скажем, определить тип характера учеников по стилю мышления. Поскольку книга составлена как учебное пособие для учителей и студентов, то после каждой главы даны практические упражнения. А учителя найдут в приложениях, которые составляют добрую треть книги, еще и описание классных часов и педсоветов.

Опытные и внимательные педагоги прекрасно знают, что ученики в общении не похожи друг на друга. Способы, хорошо влияющие на одного, могут вызвать протест и непонимание у другого. В психологии и педагогике разработано несколько типологий для того, чтобы изучать и передавать другим способы взаимодействия с другими людьми.

Одну из таких типологий разработали А.А.Алексеев и Л.А.Громова. Авторы выделяют пять типов людей по стилю мышления, то есть системе стратегий, приемов и навыков, к которой личность предрасположена в силу индивидуальных особенностей.

Синтезатор

Внешне выглядит вызывающим, скептичным, ироничным и забавляющимся; может казаться невнимательным (что-то обдумывающим), когда с кем-то или с чем-то не согласен – настораживается. В разговоре выражает и предлагает другим альтернативные, оппозиционные мнения и теории, приглашает к размышлению, замечает и указывает на противоречия; в напряженном состоянии отпускает шуточки; не любит упрощенческих, нудных, «светских», поверхностных разговоров; получает удовольствие от философских, теоретических, интеллектуальных дискуссий.

Основные стратегии в мышлении и общении: открытая конфронтация, ошеломляющие вопросы и ответы, позиция «стороннего наблюдателя», любит искать и выяснять противоречия, фантазирует в стиле «что, если…», негативный анализ.

Как на него повлиять: избегайте бюрократии, научитесь обращать его энергию на выполнение реальных дел, не злитесь на него и не критикуйте, лучше найдите группу ребят, которые будут слушать его идеи и выполнять их, развлекайтесь и получайте удовольствие от общения с ним – колкости и шуточки только усиливают его инициативу, следите, чтобы ему не достался больший «кусок пирога», чем остальным.

Идеалист

Внешне выглядит внимательным и восприимчивым, у него ободряющая, поддерживающая улыбка, часто кивает головой в знак согласия, хорошо поддерживает диалог, не ставит собеседника в неудобное положение. Тон расспрашивающий, обнадеживающий, располагающий к беседе, в голосе может звучать сомнение или желание что-то уточнить, разочарование, обида или возмущение. В разговоре склонен выражать и предлагать другим рассуждения о чувствах, о благе людей, о человеческих целях, ценностях; не любит разговоров, основанных на голых фактах, одинаково ценит факты и теорию, избегает открытых конфликтов, если только они не касаются заботы о людях; в напряженном состоянии выглядит обиженным; предпочитает непрямые вопросы и вспомогательные средства для достижения согласия; приветствует широкий диапазон мнений; стремится к идеальным решениям.

Основные стратегии в мышлении и общении: интересуется делами класса и учениками в целом, имеет «дальний прицел», хорошо определяет цели, которых должен достигнуть класс, и критерии оценки работы и эффективности общения, ищет средства для достижения согласия, гуманист.

Как на него повлиять: чаще просите о помощи, апеллируйте к его идеализму и идеалам; не будьте слишком напористы и настойчивы, пытаясь вовлечь его в общее дело или добиться от него чего-либо, подводите к принятию нужного вам решения осторожно и постепенно, поддерживайте с ним общение постоянно, интересуйтесь им и его делами, не давайте ему долго тянуть с решением, лучше напрямую спросите, что ему не нравится, не конфликтуйте с ним.

Прагматик

Внешне выглядит открытым, общительным, часто много шутит, легко устанавливает контакт с другими, быстро соглашается. Тон восторженный, увлеченный, соглашающийся, может казаться неискренним, лицемерным. В разговоре склонен выражать и предлагать другим несложные идеи, краткие личные примеры для пояснения идей, стереотипные фразы, выражающие общественное мнение; не любит разговоров, которые кажутся сухими, чересчур серьезными, лишенными юмора, с излишними подробностями, теоретических, аналитических, философских; в напряженном состоянии выглядит скучающим человеком, которому все надоело; получает удовольствие от мозговой атаки, оживленного обмена мнениями; ищет кратчайший путь к получению отдачи, решению проблемы, интересуется нововведениями, адаптивный.

Основные стратегии в мышлении и общении: предпочитает эклектический подход, из большого дела выбирает ту часть, в которой легче всего достичь успеха, экспериментатор, стремится к быстрой отдаче, мышление тактика, хорошо ищет и обосновывает возможности класса.

Как на него повлиять: научитесь «торговаться» с ним, выдвигать и выслушивать встречные идеи и предложения, исходить из его позиции, что ничего в жизни просто так не бывает и все имеет свою цену, не мешайте ему нравиться, помните, что свое недовольство он склонен замаскировывать в шутку, не стесняйтесь хвалить то, что вы ему предлагаете, ищите компромиссы и варианты сложения сил такого ученика с учителями и другими учащимися класса.

Аналитик

Внешне выглядит холодным, замкнутым, трудным для установления контакта и понимания его особенностей, непонятно, слышит он вас или нет; эмоционально не реагирующий. Тон сухой, дисциплинированный, может казаться твердым, упрямым, придерживающимся заранее заготовленных позиций или тона. В разговоре склонен выражать и предлагать другим общие правила, конкретные, подтвержденные данные, подробное, полное описание, длинные, дискурсивные, правильно построенные предложения; не любит разговоров, связанных с «неуместными» шутками и юмором, лишенных логики, бесцельных или слишком умозрительных, свободных от условностей; в напряженном состоянии уходит в себя, избегает людей; ищет самый лучший способ решения проблемы, питает интерес к научным фактам и обоснованиям.

Основные стратегии в мышлении и общении: консервативен, внимателен к деталям, аналитичен, хорошо планирует.

Как на него повлиять: научитесь говорить со «стеной», так как он не проявляет эмоций и внешних реакций на ваши слова, если вам надо его убедить, тщательно готовьте данные и слова для убеждения, научитесь терпеливо слушать, ищите теорию для обоснования того, что вы говорите, подталкивайте его к тому, чтобы он сам обнаруживал ошибки в своем поведении и ходе рассуждения.

Реалист

Внешне выглядит прямым, правдивым, убедительным, согласие или несогласие быстро выражает невербальными средствами. Тон прямой, откровенный, уверенный, позитивный, может казаться догматическим или высокомерным, не допускающим возражений. В разговоре склонен выражать и предлагать другим мнения, факты, краткие язвительные анекдоты, колкости, ясные, сжатые формулировки; не любит разговоров, которые кажутся слишком теоретическими, сентиментальными, субъективными, бесполезными, многословными; в напряженном состоянии выглядит возбужденным; получает удовольствие от краткого, прямого и откровенного разговора о текущих, неотложных делах; полагается на факты и мнения компетентных людей, стремится к решению текущих, неотложных дел, а не перспективных, интересуется исключительно конкретными результатами.

Основные стратегии в мышлении и общении: ищет ответы на вопросы: что? где? как? когда? почему? Упрощает, ориентирован на мнение специалистов, стремится к практическим результатам.

Как на него повлиять: в разговорах с ним не ходите вокруг да около, ведите короткие и конкретные разговоры, научитесь излагать сущность дела, а не многочисленные детали, научитесь проявлять вежливую твердость, но не злите его, в разъяренном состоянии он неуправляем, не возражайте, если он присвоил чужую идею, – так он лучше ее реализует, дайте ему возможность изучить ситуацию в целом и контролировать ее.

Зная особенности учеников и определив типы, к которым они относятся, учитель сможет лучше управлять классом. В распределении функций при выполнении дел: понятно, что на этапе высказывания идей лучше будет привлечь синтезатора, при конкретном планировании – аналитика, в споре – идеалиста.

Книга издана: М.:Центр "Педагогический поиск", 2001

Рейтинг@Mail.ru