Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Второй раздел
В папку учителя

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Елена Коблик. В первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе

И одноклассники, и друзья

Судя по благодарностям автора педагогам и управленцам московских школ, программа, которая изложена в книге, уже неоднократно апробирована. Перед ее описанием автор коротко рассказывает об основных направлениях работы психологической службы в процессе адаптации новоиспеченных пятиклассников.

Основная часть книги – подробный рассказ о программе. Но прежде всего автор останавливается на проблемах, которые испытывает ребенок-пятиклассник. А потом советует учителю, как помочь ребенку с этими проблемами справиться. Программа рассчитана на тринадцать занятий.

Вот названия некоторых: «Находим друзей», «Узнай свою школу», «Что поможет мне учиться», «Легко ли быть учеником», «Чего я боюсь», «Конфликт или взаимодействие».

Сценарий каждого занятия расписан по пунктам – от целей до домашнего задания. Причем игры, дискуссии и упражнения сопровождаются комментариями: на что следует обратить внимание, в каком порядке проводить обсуждение, как обычно воспринимают ребята эту часть работы.

После описания тренинга можно найти список литературы по теме и приложения, где собраны тест школьной тревожности, анкета школьной мотивации, материалы к семинару для учителей пятых классов и раздаточный материал, который можно отксерить и использовать на занятиях. В том случае, конечно, если вы не только прочитаете книгу, но и решите провести описанный в ней тренинг c пятиклассниками.

Описание типичных ситуаций

Давайте начнем разговор с описания некоторых ситуаций из школьной жизни пятиклассников.

Оля, ответственная и очень скромная девочка, вот уже второй день гордо уносит журнал 5 «А» класса домой – ведь так надежнее, не пропадет. Завуч школы, случайно увидев, как Оля заталкивает журнал в портфель, который никак не закрывается, удивляется: «Ты домой его несешь? Ты что? Это же важный документ! Если в кабинете администрации никого не было, надо было...» У Оли закапали слезы. «Нет, конечно, спасибо, ты молодец, не растерялась. Сохранила журнал, но в будущем...» – произнесла Ирина Петровна и подробно рассказала о правилах хранения документации.

На занятиях у психолога Катя рисует акварельными красками ситуацию счастья. «Учительница математики наконец-то похвалила меня на уроке. Ведь раньше у меня была пятерка по математике и устный счет я выполняла быстрее всех. А теперь все по-другому», – переживает пятиклассница.

Саша, только после звонка успевший купить булочку в буфете (старшеклассники оттеснили его в конец очереди), теперь стоит в коридоре и не понимает, куда же делись все ребята из кабинета и какой следующий урок. Он не помнит, как зовут новую учительницу, и не знает, что же делать дальше.

Учитель информатики рассказывает про 5 «А»: «Дети активные, добрые, умные и смешные, но маленькие. Сегодня по доброте душевной решили помочь и выключили все компьютеры, после того как я сказал, что урок закончен. Мне пришлось все переделать: все опять включать, перегружать и выключать – это же система; задержался на целый урок».

Что переживают в этих ситуациях дети?

• Оля, ожидая похвалы и одобрения со стороны педагога, почувствовала вину и теперь не уверена в правильности своего поведения. Хотя никто никогда не объяснял ей раньше, что делать в подобной ситуации.

• Катя растеряна, потому что учителя предъявляют разные требования. Она проявляет повышенное беспокойство в учебной ситуации, постоянно ожидает отрицательной оценки со стороны педагога.

• Саша не уверен в правильности собственного поведения, плохо ориентируется в школьном здании и не знает, где посмотреть расписание.

• 5 «А» класс не знает о правилах поведения в компьютерном классе.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5 классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10–11 лет.

Как оказать реальную профилактическую помощь и психологическую поддержку «пятиклашкам» и их преподавателям?

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствуют формированию групповой сплоченности.

Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдается много- функциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогают им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Занятие первое. Создание группы

Цели:

– сформировать группу участников;

– способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

– выяснить ожидания детей;

– развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

1.Знакомство

Представьтесь, коротко расскажите о целях и особенностях предстоящих занятий.

Упражнение «Представление имени». Группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или движением. Все остальные участники копируют жест и интонацию. Упражнение заканчивается, когда каждый из участников представится.

Представление имени в группе детей младшего подросткового возраста обычно проходит очень увлеченно и эмоционально, поэтому после его завершения можно предложить детям подвижную, активную игру.

2.Разминка

Упражнение «Если весело живется, делай так». Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им может быть по очереди каждый из учащихся) задает какое-либо веселое движение (хлопки, притопы, щелканье языком), остальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если весело живется, делай так». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побудет ведущим. В конце можно повторить все действия по порядку, точно и ритмично.

Не всегда получается согласованно воспроизводить действия каждого участника, поэтому сначала ведущий может подавать группе специальный знак, по которому дети начнут повторять движение. На последующих занятиях эта игра становится одной из любимых, и ребята начинают действовать все более согласованно.

3.Работа по теме занятия

Принятие правил. Ведущий предлагает принять свод правил. Правила должны быть такими, чтобы всем было:

1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.

2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.

3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, – для всех, кроме нас, секрет.

4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.

Ведущий говорит о добровольности участия в работе группы. Если кто-нибудь из участников не захочет выполнять какое-либо упражнение, он может отказаться.

Перед тем как принять правила, следует обсудить их с детьми, а также продумать санкции за их нарушение. Санкции должны соответствовать проступку и быть выполнимыми: например, нарушивший правило выходит за круг и пропускает следующее упражнение. Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.

Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь». Выполняя это упражнение, каждый ребенок получает возможность высказать свое мнение о школе и увидеть положительное в новой ситуации, научиться конструктивно относиться к школьным проблемам.

Скажите следующее: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стали пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что – нет».

Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.

Вот что говорили дети одной из московских школ:

– учиться стало сложнее;

– неизвестно, куда идти, поэтому страшно опоздать;

– разные учителя;

– некогда отдохнуть;

– короткие перемены – мы не успеваем найти кабинет;

– в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;

– праздники проходят по-другому, не так, как в начальной школе;

– много домашних заданий;

– завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;

– появилась возможность прогуливать;

– можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.

Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.

Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:

– их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;

– кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;

– было много праздников;

– поменьше примеров задавали;

– не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.

Дискуссия на тему занятия

1. Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе?

2. Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других?

3. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть у вас в пятом классе?

4. О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?

Упражнение «Пустой или полный». Покажите детям, что один и тот же факт, одно и то же событие кто-то может посчитать хорошим, позитивным, а кто-то – негативным. Люди разные, поэтому они по-разному относятся к происходящему.

Скажите следующее: «Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что он наполовину пустой, а другие – что наполовину полный. И то и другое – правда, однако эти высказывания выражают разное отношение к происходящему. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Пусть возникают сложности, но всегда можно найти что-то хорошее. Давайте попробуем увидеть положительные стороны в новой ситуации обучения».

В ходе упражнения дети стараются увидеть плюсы в негативных проявлениях школьной жизни. Например:

• У нас появились новые учителя, у них новые требования, к ним трудно привыкать – зато интересно, узнаешь новых людей.

• Задают много домашних заданий – учишься быть более организованным.

Принятие ритуалов приветствия и прощания. Предложите детям выбрать какое-нибудь несложное приветствие, с которого будет начинаться каждое занятие, и прощание, которым оно будет завершаться.

4.Обсуждение итогов занятия

Обязательно обсудите чувства участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.

5.Домашнее задание.

Постарайтесь найти как можно больше положительных сторон в новой школьной жизни.

Занятие второе. Здравствуй, пятый класс!

Цели:

– дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

– помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

1.Разминка

Упражнение «Прошепчи имя». Скажите следующее: «Все вы стали учениками средней школы. В классе появились новые ребята. Предлагаю вам познакомиться поближе, лучше узнать друг друга. Уберите в сторону стулья, чтобы в классе было достаточно свободного места. Начните бродить по классу... При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко сначала свое, а затем их имя... Теперь остановитесь, пожалуйста. Когда по моей команде вы снова начнете ходить по классу, прошепчите другому на ушко самое приятное, что случилось с вами вчера. Начали!»

Упражнение заканчивается после того, как каждый ребенок пообщается со всеми участниками.

2.Работа по теме занятия

Упражнение «Найди того, кто...». Развесьте таблички с ответами на разные стены классной комнаты.

Скажите следующее: «Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ “да” и нарисована веселая рожица, если не согласитесь – подойдете к табличке с ответом “нет” (на ней изображена грустная рожица). Есть еще третий вариант ответа – “иногда, не всегда” (на табличке нарисована недоумевающая рожица), если он подходит вам больше всего, то встаньте около этой таблички».

Зачитайте следующие утверждения:

– Я люблю путешествовать.

– Мое настроение похоже сегодня на осенний теплый солнечный денек.

– Я регулярно чищу зубы.

– Я плачу, когда смотрю печальные фильмы.

– Я верю в равные права мальчиков и девочек.

– Мне нравится слушать музыку.

– В прошлом месяце я прочел новую книгу.

– Я играю на музыкальном инструменте.

– Я говорю на иностранном языке.

– Я – учащийся 5 «А» класса.

– Я не люблю учиться.

– Я не люблю домашние задания.

– Я умею постоять за себя.

– Я – добрый (веселый).

– Я надеюсь навести порядок в своем столе.

– Мне здесь нравится.

– У меня есть друзья в классе.

После каждого утверждения оставляйте достаточно времени, чтобы ребята успели переместиться к нужной табличке, посмотреть, кто ответил на вопрос так же, как они, а кто – по-другому. Спрашивайте детей, почему они выбрали тот или иной ответ.

Упражнение «Прощание с начальной школой». В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.

Скажите следующее: «Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого вы хотели бы “взять с собой”, чтобы чувствовать себя уютно и комфортно? Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.

Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя цветы, на душе радостно и немного тревожно, но зато чувствуешь себя по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в котором тебе предстоит учиться три года. Что это за кабинет? Вспомни его в мельчайших подробностях. Кругом новые ребята – среди них твои будущие друзья. Вспомни, как ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни свою первую тетрадь, “Букварь” и, конечно, первую похвалу, полученную от учителя. Кто был первым другом, кто часто помогал тебе? Вспомни любую ситуацию успеха за три года учебы в начальной школе. Когда ты чувствовал себя уверенно, смело? Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выполнить очень хорошо? А может быть, мама после родительского собрания похвалила тебя за успехи, за отличные оценки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил?

А теперь постепенно возвращайся обратно. Ты снова здесь, в нашем классе. Как только будешь готов, открой глаза...

Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, тем, что вспомнилось?»

Дайте возможность высказаться каждому ребенку, а затем скажите: «Запомните чувства успеха и уверенности, радости от учебы, все хорошее, что было в начальной школе, и пусть эти чувства помогают вам учиться в пятом классе».

Упражнение «Игра с мячом». Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.

Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу «Я хочу, чтобы в пятом классе я...». Ответы могут быть самыми разными.

После выполнения упражнения раздайте детям бланки «Мои цели». Предложите им написать на своем листочке четыре главных желания или цели («Я хочу...»), учитывая свои возможности. Скажите: «Прежде чем написать про свою цель, пусть каждый подумает про себя: “А что я могу сделать, чтобы исполнилось то, что я хочу...”».

Бланки остаются у детей. В ходе работы группы, по мере достижения своих целей, каждый ребенок будет раскрашивать радугу, изображенную на бланке.

3.Обсуждение итогов занятия

Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.

4.Домашнее задание

1. Найдите свою фотографию, где вы изображены в раннем детстве. Наверняка вы были чудесными малышами. Сейчас я раздам вам листы, на которых нарисовано солнышко. Приклейте эту фотографию в серединку листа, в солнечный круг, получится «портрет в лучах солнца» (в крайнем случае, если дети не найдут фотографии, они могут нарисовать «автопортрет»). Не показывайте фотографию до следующего занятия никому из ребят своего класса. Задумка состоит в том, что каждый из вас должен будет угадать того, кто изображен на том или ином солнышке.

Убедитесь, что дети правильно поняли задание, и раздайте заготовки.

2. Понаблюдайте за собой: чувствуете ли вы себя увереннее в настоящем, когда вспоминаете ощущение успеха, который вы пережили в прошлом?

Книга издана: М.:Генезис, 2003

Рейтинг@Mail.ru