Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Второй раздел
В папку учителя

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Алина Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель

Роли, которые мы навязываем детям

Это книга-размышление об особых школьных взаимоотношениях, о характерных чертах профессии учителя, о том, почему годы учебы несут столько разочарований детям, а педагоги чувствуют себя неоцененными.

Автор – учитель английского с большим стажем, то есть не понаслышке знает, о чем говорит. И поэтому не только перечисляет проблемы современной школы, но и анализирует причины их возникновения, предлагает свои решения.

Книга полна примеров из школьной повседневности, кажется, даже слышишь интонации детей, учителя, завуча, методиста. Но и коллеги, и разные рутинные школьные мелочи воспринимаются иначе.

Почему среди учителей не принято брать больничный? Что мы испытываем, готовясь к открытому уроку? Сколько будет длиться рабочий день предметника, если он еще и добросовестный классный руководитель (семнадцать часов в сутки, если кому интересно)? Какого эффекта мы добиваемся, постоянно попрекая детей ошибками? Зачем в школе проверяющие? Этим и множеству других вопросов посвящены небольшие отдельные главки. В некоторых – рекомендации и упражнения для того, чтобы урок из испытания превратился в плодотворную работу, приносящую радость и ученику, и учителю.

Вообще-то все это не должна была писать учительница. Но, проработав в школе много лет и продолжая трудиться там дальше, я вдруг увидела нас – учителей – со стороны. Увидела и задумалась.

Вот, например, учитель проверяет письменные работы. У Юли и Миши – одинаковое количество ошибок, но Юля получает «четыре», ведь она стабильная хорошистка, а Миша – «три», так как он всегда был троечником.

Или фронтальный опрос на уроке. Учитель задает разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки, и оказывается: у всех отличников – «5», даже у тех, кто открыл рот всего один-два раза; у всех хорошистов – «4»; а у троечников, естественно, – «3».

Из месяца в месяц, из года в год все ответственные и самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам. Главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным «артистам».

Похоже, навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и не замечаем этого. Сначала ребенок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведет себя соответственно прикрепленному ему ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем.

Ярлыки удобны учителю при оценивании учащихся – не надо долго думать, что кому поставить, почти все определено заранее. Так же и с ответственными поручениями и ролями. Зачем учить кого-то, чтобы он смог это выполнить, когда есть «проверенные» люди.

Навешивая незаметно для себя ярлыки на учащихся, мы не оставляем детям возможностей для личностного роста, мы не позволяем им проявить и выразить себя, подняться на следующую, более высокую ступень развития. А следовало бы помогать этому, а не препятствовать.

Оказывается, так легко в нашей школе стать троечником, а вырваться потом в хорошисты очень сложно. Как трудно нам, учителям, рассмотреть личностный рост ученика, увидеть его взросление и отбросить прикрепленный когда-то нами же к нему ярлык. Я задумалась над этим после нескольких небольших эпизодов, произошедших со мной и моими учениками.

Были у меня как-то в одной группе два Сергея. Один – рассеянный троечник, другой – способный отличник. Это я их так определила. После родительского собрания подошли ко мне как-то родители одного Сергея. Я к этому времени еще не очень хорошо запомнила детей и путала этих двух мальчиков. Однако ярлыки на детей навесить уже успела: один – троечник, другой – отличник. И начала я родителям хвалить Сергея-отличника. А как оказалось, со мной разговаривали родители Сергея-троечника. Дома они, видимо, рассказали мальчику, как я его хвалила и называла очень способным учеником. Спустя некоторое время Сергей-троечник стал твердым хорошистом и вообще увлекся английским языком. А если бы я тогда не перепутала этих двух мальчиков?

Я всегда считала Петю тихоней, застенчивым мальчиком и вообще человеком, не способным ничего организовать с одноклассниками. Я определила, что этот ребенок – со способностями ниже среднего, и ничего интересного ему не поручала. Как-то ребята этого класса пригласили меня на свой классный вечер, посвященный окончанию учебного года. Вечер был чудесный. Но каково же было мое изумление, когда я поняла, что душой всей компании, организатором выступлений ребят был Петя-тихоня. Он, как оказалось, прекрасно играл на гитаре, организовал в классе вокальную группу, которая была стержнем всего сценария заключительного вечера. Петя не был ведущим на сцене, но все как-то замыкалось на нем. То кивком головы, то негромкой репликой он вел вечер из-за кулис, правда, занавеса в классе не было. Я увидела мальчика другими глазами и поняла, что совершенно неверно его воспринимала и оценивала. Оказывается, у него было всего две тройки – по физкультуре и по английскому языку. Трудно давался Пете мой предмет. Потом, кстати, эта группа стала у меня самой поющей группой.

Нам нужны хорошо продуманные критерии оценивания учащихся. Хорошо бы вообще снять с учителя функцию «оценивателя», а детей отучить работать только за оценку.

Для снятия ярлыков с ребенка можно воспользоваться несколькими методами.

Метод № 1. «Адвокат», или «Учитель, защити ребенка от себя»

Рассуждаем примерно следующим образом:

Обвинитель: Вася – хулиган.

Адвокат: Вася вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают «шустриками» и «мямликами». Так вот Вася – «шустрик». Он не может долго сидеть на одном месте. Он – очень подвижный ребенок. На уроках постоянно крутится, тем самым снимая накапливающееся утомление. На переменах все время бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, и это естественно. Он часто что-то разбивает, ломает, задевает своих одноклассников. Так это – неловкость движений, свойственная подростковому возрасту. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

Метод № 2. «Зачем – почему метод», или Докапывание до истины

Можно задавать огромное количество вопросов самому себе, чтобы попытаться докопаться до истины.

Саша – грубиян. (Это мой ярлык, повешенный на ребенка.)

А почему он мне грубит? – Потому что он грубиян.

А почему он – грубиян именно со мной? – Потому что не хочет учить английский язык.

Почему он не хочет учить английский язык? – Потому что ему трудно это дается.

Почему ему это трудно? – У нас очень сложная программа.

А почему она для него сложна? – Упущен ранний период развития ребенка. В раннем детстве родители с ним не занимались.

А ребенок в этом виноват? – Нет.

Почему же я нервничаю? – Потому что я в этом не виновата тоже, а требования к результатам моего труда очень высокие.

Так хватит искать виноватых! Что я могу сделать в данной ситуации? – ...

Метод № 3. «Найди ошибки в себе», или «Остановись, подумай!»

Рассуждаем: это я не разглядела Петю. Это я не пою песен с детьми на уроках. Это мои уроки слишком академичны, трудны для восприятия детей и часто скучны. Но я могу измениться. И тогда мои ученики изменятся тоже.

И далее пользуемся методом № 4.

Метод № 4. «Даем ребенку много шансов»

Мое восприятие Пети: он – застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.

Вопрос: что я могу сделать (делать), чтобы Петя не был таким?

И надо это делать и делать бесконечно. Надо не просто Пете дать шанс, а давать ему постоянно огромное количество самых разных шансов.

Метод № 5. «Минусы и плюсы»

Отмечая отрицательное, надо найти в ребенке и положительное. Итак, найди в ученике не только минусы, но и плюсы.

Нужно отказаться от обобщений и тотальных выводов. Если ученик два-три раза получил двойку – это не значит, что он двоечник и «тупой», «беспросветный» на всю оставшуюся школьную жизнь. Давайте попробуем оспорить сами перед собой собственные ярлыки, повешенные на учащихся.

Книга издана: Ростов-на-Дону:"Феникс", 2003

Рейтинг@Mail.ru