Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ЛЕТА


Из учителей – в вожатые!

Как превратить повседневные дела в праздничные, а скучные мероприятия сделать увлекательными

Во время отпуска, конечно же, нужно отдыхать. Но многие учителя хотя бы половину отпуска тратят, устраиваясь вожатыми в летний лагерь: это и небольшой дополнительный заработок, и возможность взять с собой собственного ребенка. На первый взгляд кажется, что в этом нет ничего сложного: дети, они ведь остаются детьми – что в учебном году, что летом.

Но нельзя забывать о специфике профессии вожатого, которая потребует от вас многих новых умений и навыков. Недаром ведь существуют вожатские школы и создаются вожатские сайты. Как ни странно, методических рекомендаций для вожатых в интернете больше, чем для учителей. Лучшие советы и рекомендации кочуют из одного сайта в другой, изменяясь иногда до неузнаваемости. Это вожатская классика, которую перед летним сезоном найти в первозданном виде довольно трудно.

Тем, кто хоть раз держал в руках книжку «Что делать с детьми в загородном лагере» С.Афанасьева, С.Коморина, А.Тимонина, не нужно рассказывать о достоинствах этой энциклопедии по летней педагогике. У нее только один существенный недостаток: ее вечно выпрашивают коллеги, друзья и знакомые и зачитывают до полного исчезновения. В книжке весело, подробно и с большим знанием дела рассказано практически обо всех сторонах жизни загородного лагеря. От управления отрядом до организации банного дня. Для тех, кто уже лишился этой книжки или еще не раздобыл ее, мы публикуем вечно актуальные для каждого вожатого фрагменты.

Как ходить в столовую

Предполагаем, что сама постановка вопроса у многих может вызвать удивление и непонимание: «А в чем, собственно, тут про­блема?» Действительно, разве это сложно – собрать отряд, пересчи­тать и привести к назначенному времени в столовую? Ну, еще перед этим организовать коллективную помывку рук, как требуют пред­ставители медперсонала.

Как ни странно, но именно эти обыденные, многократно по­вторяющиеся действия часто являются поводом для конфликтов, источником раздражения. Как для взрослых, так и для детей. Поче­му? Во-первых, малыши не имеют сформированной ориентации во времени, они могут с 11 часов приставать к вам с вопросом, когда пойдем есть, а могут так заиграться, что не заметят, как обед уже прошел. Поэтому предлагать малышам самим приходить в столо­вую к определенному времени неоправданно – некоторые могут не прийти, а некоторые будут бродить возле пищеблока часами, загля­дывая в окна и двери и мешая дежурным. Разумнее собирать детей возле корпуса и уже от него идти на прием пищи, предварительно проверив чистоту рук.

Во-вторых, дети не любят мыть руки. Особенно они не любят мыть руки, если для этого нужно разуться, войти в корпус, взять мыло и полотенце, обуться, дойти до умывальника, который часто распо­ложен на улице, вымыть и вытереть руки, дойти до корпуса, разуться, положить на место мыло и полотенце, обуться и вновь выйти на улицу. Никакие напоминания об опасности дизентерии не способны «вдохновить» малышей на такой многократный «подвиг».

В-третьих, дети не любят собираться. Это редкое явление, ког­да вожатый сказал: «Собираемся в столовую», а через минуту все уже в сборе. Гораздо чаще после первого предупреждения вокруг вожатого образуется лишь маленькая кучка малышей, она медлен­но прирастает и так же медленно убывает. После нескольких минут ожидания вожатый организует с собравшимися скандирование: «Восьмой отряд, в столовую!» Потом отправляется вытаски­вать из палат погруженных в личные проблемы ребят. А когда воз­вращается, обнаруживает, что часть собравшихся самостоятельно отправилась кушать, а другая часть ползает по земле, занявшись изучением поведения божьей коровки в перевернутом состоянии.

В-четвертых, сам процесс преодоления нескольких десятков метров от корпуса до столовой порой напоминает картину отступ­ления французов по старой смоленской дороге в 1812 году: кто-то идет в обнимку, кто-то разглядывает фантики, кто-то выясняет от­ношения – растянувшаяся на десятки метров процессия. В итоге отряд появляется в столовой в неполном составе, с опоз­данием и с грязными руками.

Нужно обладать железными нервами, чтобы терпеливо наблю­дать все это по четыре раза в день, сохраняя хладнокровие и спо­койствие. Потому именно в эти минуты вожатые чаще всего срываются на крик, исходят угрозами наказания и, накаляя обста­новку, портят аппетит себе и детям.

Как видите, все эти организационно-бытовые мелочи, если им не уделять достойного внимания, превращаются в поток набегаю­щих одна на другую проблем. Но все эти проблемы можно успешно разрешить, если понять главную причину их появления. Собирать­ся и ходить в столовую детям скучно! И если вы предложите хо­дить в столовую нескучно, то обнаружите, что проблемы разрешатся сами собой. А сделать это несложно. Нужно еще в пер­вый или второй день смены договориться: в столовую мы будем ходить необычно и каждый раз по-новому. Как правило, существу­ют три способа коллективного передвижения, условно их можно назвать «парами», «строем» и «организованной толпой». А вы по­пробуйте ходить так:

– взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку;

– взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь задом наперед, т. е. вперед спиной;

– взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри которого вы, и вас ведут под конвоем, так как вы «не хотите есть»;

– держась руками за длинную чистую веревку;

– построившись в шеренги по три и маршируя, как бравые солдаты;

– в шеренгах, но ковыляя, как солдаты, раненные в правую ногу;

– в шеренгах, делая 3 шага с уклоном влево, 3 шага с уклоном вправо;

– в шеренгах, делая три шага вперед, шаг назад;

– в шеренгах, делая три шага вперед, но вместо шага назад – прыжок;

– построившись в колонну и положив руки на плечи стоящему впереди;

– в колонне, но при этом у всех, кроме первого, закрыты глаза;

– подняв вверх руки;

– хлопая руками над головой или за спиной;

– держась руками за уши;

– руки расправив, как крылья, и гудя по-самолетному: «У-У-У!»;

– дружно набрав в рот воздух и, не произнося ни одного слова, дойти до условного места;

– как ходят котята – бесшумно, на цыпочках;

– как ходят утята – вприсядку;

– как ходят пингвины, медведи, обезьяны и т.д.;

– считая шаги...

А еще при этом можно скандировать «речевки», или, как их на­звал Винни-Пух, «кричалки». Если вы не знаете ни одной, придумайте их совместно с малышами. А если еще придумать какой-то условный сигнал для сбора, то постепенно у детей выработается, извините за «собачий» термин, условный рефлекс: сигнал – интересная деятельность. Таким сигна­лом может быть и звонок будильника, и удар маленького колокола, и индейский клич самого громогласного мальчика из отряда, записанные на магнитофон крик петуха или детская песенка: «Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку...».

Во все другие моменты лагерной жизни этот сигнал звучать не должен.

А необычно ходить можно не только в столовую, но и куда угодно.

Что такое тематический день

Тематические дни в обилии существовали в прошедшую эпоху: рыбный день – в столовых, донорский день – в учреждениях, единый политдень – в воинских подразделениях. Сверяя свой шаг с по­ступью державы, пионерские лагеря тоже организовывали дни, посвященные одной теме: День мира, День Советского Союза, День солидарности, День советско-болгарской дружбы. В процессе орга­низации этих дней обнаружилось, что такие дни существуют и во всем остальном заграничном мире: День пожилых людей, День за­боты о младших братьях, День некурения. Поэтому с окончанием эпохи тематические дни из жизни лагерей не исчезли.

Удобство такого дня прежде всего организационно-содержа­тельное: не надо ломать долго голову, что провести с детьми утром и что вечером. Логика дня выстраивается сама собой; тема, как нить Ариадны, ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно лишь заложить в программу что-то спортивное, что-то познаватель­ное, что-то трудовое, что-то творческо-конкурсное, что-то из раз­говорного жанра и еще какой-то ритуал. Например, если планировать День леса, то программа дня будет такой:

1. «Зоологические забеги» (что-то спортивное);

2. Викторина «Загадки леса» (что-то познавательное);

3. Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия» (что-то творческое);

4. Операция «Помощь другу» по очистке леса от консервных банок (что-то трудовое);

5. Церемония закапывания этих банок (какой-то ритуал);

6. Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

При организации любого другого дня алгоритм останется тем же. Может измениться только очередность. И может что-то добавиться. Например, просмотр кинофильма. Например, танцевально-игровая программа. Например, концерт заезжего полупрофессионального коллектива. Поэтому тематический день можно сравнить с калейдоскопом: бусинки одни и те же, а узор каждый раз новый.

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточ­но накануне вечером изготовить что-то тематически-сообразное, и оно сгодится для всего, что в этот день запланировано.

А еще тематический день позволяет внести «что-то свеженькое» в скучные оргмоменты. Ведь и подъем, и утренняя зарядка, и убор­ка территории тоже становятся тематически нацеленными. В резуль­тате появляются на свет «конкурс на лучшую фазенду» вместо уборки палат, «смотр индейских войск» вместо зарядки, «процедура заправ­ки топливом» вместо полдника.

Таким образом получается, что тематический день – замечательная организационно-педагогическая находка. Только вот дети не всегда могут по достоинству оценить это взрослое изобретение. Больше всего их не удовлетворяют две вещи: чрезмерная заорганизованность, необходимость подчинения своего поведения жесткой логике дня и «бедность ассортимента» – из смены в смену во всех лагерях детям предлагается один и тот же набор: День именинника, День сказок, День леса и День Нептуна. Если взрослые находят возможность избежать этих двух опасностей, то тематические дни охотно принимаются детьми. А для этого надо при составлении программы всегда учитывать, что хочется детям. И надо предла­гать такие дни, которые интригуют своей нетрадиционностью. Хотя бы на уровне названия. Когда несколько лет назад перед детьми вста­вал выбор: День сказок или День мексиканского сериала, – они всегда отдавали предпочтение южно-американскому колориту, даже зная, что им придется «работать на ранчо».

Обычно на одну лагерную смену приходится 3–4 тематических дня. Но вы при желании можете сделать тематическим хоть каждый день. Вот возможные темы:

День аномальных явлений,

День цветов,

День здоровья,

День Древней Греции,

День Эдуарда Успенского,

День рекордов Гиннесса,

День смеха,

День эволюции человечества,

День индейца,

День проказ и приколов,

День страхов и жуткостей,

День дождя,

День спорта,

День Киевской Руси,

День Уолта Диснея,

День девочек,

День мальчиков,

День изысканных удовольствий,

День капитализма,

День веселой политики.

А еще банный день и родительский день. Даже если идея орга­низации тематических дней вас не вдохновила, от этих двух дней вы никуда не денетесь.

Рейтинг@Mail.ru