Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Прощание

ПАМЯТИ ТУБЕЛЬСКОГО


Калмановский Александр

Принять тайну

Множество слов и определений не сможет раскрыть тайны смыслов жизни человека. Они создают только видимость понимания. Но я надеюсь, что сила переживания приоткроет, пусть немного, эту тайну.

Незавершенность, непредсказуемость характеризуют не только жизнь, но и ее восприятие. «Не разгадать загадку, а принять тайну, ощутить, почувствовать ее». Вот в чем мое желание – не более.

1990 год. «Я боюсь не успеть», – говорил Саша. Сегодня, спустя несколько дней после его смерти, я задаю себе вопрос: кому из людей удалось успеть, завершить, досказать?

А умер Саша накануне Дня защиты детей. Всю жизнь Тубельский защищал детей. Защищал от родителей, от учителей, от самого себя. От всего, что могло исказить нечто, существующее в ребенке со дня зачатия.

С рождения ребенок приспосабливается, прилаживается. К маме, к отцу, к дяде, тете. К воспитателю в детском саду, к учителю и ребятам во дворе. К счастью, время от времени «самость» начинает взламывать принятые извне формы жизни. Особенно часто это случается с подростками. Тубельский был влюблен в этих бунтарей. Он был своим среди них, и я подозреваю, что он сам был таким. Он предпочитал иметь дело не с маской, а с человеком во всей его противоречивости. И сам был кричаще противоречивым.

В этом вожде, лидере, диктаторе было много детского. Одаривая своей улыбкой, лаской, выручая, Тубельский сам жаждал ласки, любви. Его знаменитый артистизм, любовь к сцене и с этим связаны. Он мечтал создать школу, как семью, где ты можешь любить и быть, и становился очень целеустремленным в борьбе за свою школу.

Он мечтал о свободном пространстве, о клубной школе. Это была его общая с Газманом мечта. Свободное пространство детей вместе со взрослыми, не регламентированное ни уроками, ни оценками. Он знал, что пока такая школа невозможна, и все же отстаивал ее.

Он стремился раскрыть ребенка со всем, что в нем есть хорошего и плохого. Иначе невозможно вести диалог, если не понимаешь, кто перед тобой. Но, раскрывая индивидуальность, он старался создать коллектив. Иначе невозможно вместе что-то строить, если нет договоренностей, законов. И с этими противоречиями – между коллективом и индивидуальностью, школой и свободным пространством, жаждой любви и отстраненностью руководителя – он ушел.

Рейтинг@Mail.ru