Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Кризисные явления в образовании России и США удивительно похожи. Возьмем, к примеру, проблемы, которые наиболее часто упоминаются в аналитических материалах об американском образовании: низкое качество знаний, деперсонализирующая система оценки знаний с помощью стандартизированных тестов, насилие, стагнация содержания образования, эмоциональная изношенность учителей, деморализация обслуживающего персонала и отсутствие веры в то, что образование может служить средством улучшения общественной жизни…

Но что американские аналитики предлагают для решения этих проблем? Оказывается, в последнее время в поисках путей выхода из образовательного кризиса в США часто обращаются к трудам постмодернистов. Как пишет Г.Дмитриев в статье «Дидактика США: от модернизма к постмодернизму» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 2 за 2007 год), сейчас «интерес к постмодернизму среди учителей, научных работников, работников системы образования, аспирантов и студентов огромен».

Американские постмодернисты предлагают пересмотреть ту роль, которую модернизм придает институциональным структурам власти. Желая отобрать власть у бюрократии, постмодернисты выступают за разделение власти с широкими слоями общества и прежде всего с учителями, учениками, родителями и общественностью.

У постмодернистского образования нет ни заранее определенных общих целей и стандартов, ни тем более бихевиористских конкретных целей или заранее определенных результатов обучения. Содержание образования для них – это постоянно, вплоть до каждого урока, обновляющееся, нарождающееся, возникающее, проявляющееся и изменяющееся явление.

Цели образования, по мнению сторонников постмодернизма, должны проявляться или появляться в ходе учебного процесса. Причем выдвигать их имеет право прежде всего ученик, а не учитель, который может лишь предложить свои цели для совместного рассмотрения в ходе диалога и переговоров.

Так что же такое содержание образования для постмодернистов?

Чтобы ответить на этот вопрос, некоторые, в частности У. Пайнар, возвращаются к первоначальному значению слова «curriculum» в его древнегреческом значении: «currere» – «курс», обозначающему направление, по которому содержание образования должно вести ученика. Автор статьи подчеркивает инновационность подхода: «Ибо взяв это слово в качестве метафоры к содержанию образования, постмодернистские теоретизаторы хотят тем самым сказать, что функция, назначение образования состоит в том, чтобы указать молодому человеку курс или путь познания, а не наполнять его мозговые клетки конкретными знаниями и умениями. Следовательно, содержание образования должно рассматриваться как процесс, а не объект: результатом учения должно быть – и это главное в постмодернистском понимании образования – придание учеником своего собственного значения изучаемым им вещам. Задача учителя состоит лишь в предоставлении для этого условий, в которых ученики могут познакомиться с различными культурными перспективами и ценностями».

«Брыкаши», «Кулачок», «Рисую, что хочу», «Зигфрид», «Квазимодо»… Все это игры и упражнения, которые можно использовать для того, чтобы помочь агрессивному ребенку избавиться от склонности к насильственным действиям. Описание игр содержится в статье преподавателя Педагогического колледжа № 1 города Москвы Л. Строгановой «Агрессивный ребенок. Как с ним быть?» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 5 за 2007 год). Анализируя причины агрессии, автор дает характеристику различным типам агрессивного характера, а также рекомендует в общении с агрессивными детьми придерживаться «золотых правил педагогики»: не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребенка и не впадать самому в агрессивное поведение; наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии, но без жестких наказаний в случае проступка; старайтесь прежде всего выяснить причину агрессии и устранить ее; дайте возможность ребенку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры; реагируйте на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, даже незначительные.

Ученые выявили целый ряд причин, которые искажают наше восприятие других людей. С. Горычева и М. Эндзинь в статье «Мастерская «Педагогическое общение» («ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ», № 4 за 2007 год) выделяют три такие причины: фактор превосходства, фактор привлекательности и фактор отношения к нам. Схема действия фактора превосходства такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то качеству (социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал), мы оцениваем его несколько положительнее, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого в чем-то превосходим, то недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (недооценка) происходит по многим параметрам. Заметим, что эта схема работает не при всяком, а только при значимом для нас неравенстве.

Рейтинг@Mail.ru