Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Родионов Вадим

Через три месяца - в пятый класс

Чтобы ребенок подготовился к новой школьной обстановке, нужны не учебники и занятия по предметам, а родительское участие

О том, нужно или не нужно давать задание на лето, можно говорить бесконечно и, что главное, безрезультатно. Это зависит от множества обстоятельств. Во всяком случае, те дети и подростки, которые намерены достаточно серьезно заниматься спортом, искусством, изучением иностранного языка, продолжают совершенствоваться на избранном поприще независимо от времени года.

Московский психолог Мария Ступницкая полагает, что понятие «задание на лето» актуально не столько для учеников, сколько для их родителей, особенно в кризисные периоды школьной жизни. Одним из таких периодов является переход из начальной школы в основное звено. Успешная учеба в 5-м, да и в следующих классах школы во многом зависит от того, насколько хорошо пройдет адаптация пятиклассника. Ребенку предстоит привыкнуть к новой школьной обстановке, ему придется принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия, устанавливать новые отношения со сверстниками и учителями, занять свое место в новой структуре класса и т.п. Подготовиться к этому можно! Это и станет заданием на лето для будущих пятиклассников.

Что можно сделать летом для подготовки ребенка к 5 классу

(задание на лето для родителей)

1. Развивать социальные навыки: самостоятельность, ответственность, инициативность. Для этого ребенок должен:

• иметь постоянные домашние обязанности, которые никто вместо него никогда не выполняет (убирать в своей комнате, следить, чтобы одежда была чистой и не порванной, содержать в порядке личные вещи, поливать цветы, выполнять какие-то поручения в отношении младших братьев и сестер или бабушки, в конце концов, напоминать родителям о чем-либо и т.п.);

• иметь возможность самостоятельно принимать некоторые решения (как провести досуг, с кем из друзей встретиться, в каком порядке выполнять свои обязанности и т.п.), видеть и анализировать последствия своих действий или бездействия;

• проявлять собственную инициативу в типовых жизненных ситуациях для решения возникающих трудностей (например, спросить у прохожих, как пройти куда-либо, позвонить по справочному телефону и т.п.).

2. Удовлетворять основные возрастные потребности: чувство «взрослости», склонность к фантазированию, стремление к экспериментированию. Для этого:

• отношения с ребенком должны строиться на основе доверия и равноправия (в пределах, которые приняты в семье), он должен чувствовать, что с ним считаются, что есть вопросы, в которых он компетентен и его мнение не подвергается сомнению и перепроверке, что его действия не дублируются никем из взрослых;

• ребенок должен иметь возможность проявлять свою фантазию, например, в выборе подарка кому-то из близких, оформлении своей комнаты, в других касающихся его вопросах;

• жизнь ребенка должна предоставлять ему шансы лучше узнать самого себя, свои возможности, применить на практике свои способности (лето – прекрасное время для того, чтобы научиться плавать, кататься на велосипеде; поехав в лагерь, научиться самому решать житейские проблемы и устанавливать отношения с ребятами и взрослыми) – все это будет способствовать развитию реалистической самооценки.

3. Способствовать формированию недостаточно развитых навыков, необходимых для успешной учебы. Для этого:

• обязательно читать книги и обсуждать с родителями прочитанное (анализировать, делать выводы, высказывать умозаключения, отстаивать свою точку зрения, видеть причины поступков различных персонажей), то же касается просмотренных фильмов или спектаклей;

• заниматься творчеством, рисовать, слушать музыку, обсуждать с близкими свои ощущения от красоты природы, впечатления от просмотренных фильмов, каких-то жизненных событий и т.п.;

• принимать участие в общей работе (с родителями, родственниками, сверстниками), проявлять гибкость, идти на уступки ради общего блага, уметь подчинять свои интересы общим целям, учитывать другие точки зрения и интересы других людей и т.п.

Рейтинг@Mail.ru