Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Третья тетрадь
Детный мир

Сорокина Лера

Что могут сделать ученики для хорошего настроения учителя?

Исследование любознательной пятиклассницы

Чем работать с детьми без настроения, лучше вовсе не работать! Об этом педагоги знают, поэтому ограждают себя от негативных эмоций, всячески поддерживают ровный строй своих чувств и дум. Правда, причин быть выбитым из колеи находится немало.

«Опоздала сегодня на урок, – пишет учительница. – Немыслимо медленно шла маршрутка, собирала по дороге всех. Народу набилось столько, что не могла достать телефон, чтобы попросить детей открыть кабинет. Бегу под дождем, зонт открыть некогда, парни уже около школы: «Мы уж думали, что вы не приедете». Молчу: ах, я им еще и не нужна – бегу в кабинет. Сели, открыли тетради. «Что так тихо?» – спрашиваю. «А вы сейчас нас чистить начнете, настроение-то вон у вас какое», – говорят. Всё они видят, знают. Чуть виноват, и ты уже не герой-учитель, вообще не учитель. Кажется, каждый норовит заметить упущение, упрекнуть. Самооценка падает. Ты не в форме. Это раздражает.

А по плохому настроению ты можешь и влепить ученику беспощадную, но справедливую двойку, хотя обычно договариваешься с ним о пересдаче. В обычной ситуации ты и в сыром, рыхлом ответе услышишь живую искорку, похвалишь, поддержишь, а в раздражении тебя ничто не проймет. Правы ребята: пятерок им сегодня не видать».

Но дети, оказывается, не только правы, но и дотошны. Пятиклассница из Тольятти, например, взялась за исследование причин и следствий хорошего настроения учителя…

У нас в школе все учителя молодые, веселые, сразу видно, им нравится их работа. Но бывает, приходит учитель в плохом настроении, и с ним трудно. Мне захотелось провести опрос: что могут сделать ученики для хорошего настроения учителя? Я спрашивала своих учителей и тех, кого знаю.

…Услышав вопрос, все сначала задумывались. Некоторые решили, что я спрашиваю, как их можно рассмешить, и говорили про хорошие шутки. Но в основном отвечали так: хорошее настроение бывает у учителя, если все ученики готовы к уроку, ведут себя хорошо, вообще главное – дисциплина. Правда, учителям истории и литературы нравится, чтобы ученики проявляли интерес к учителю, в рот бы ему смотрели. Чтобы лес рук был и все бы шло активно. Если так, то настроение у учителя сразу поднимается.

…Я пою в школьном ансамбле. Наш педагог музыкант, он отвечал на мой вопрос не так, как другие учителя. Он говорил, что самое главное для него – это чтобы у ученика было хорошее настроение. А ведь и правда, нас всегда спрашивают перед началом занятий: «Как самочувствие, здоровье? Где твоя улыбка?». Я спросила, почему такие вопросы задают, и получила ответ: «Надо, чтоб вы держались!» Я так поняла, что без настроения мы не запоем. Музыка вся зависит от настроения, не то что математика. Там не важно, как ты относишься к задачам, лишь бы все правильно было.

…Но вот я прочитала, что настроение – это переживание чувств. Что настроение влияет на работу человека. Он сможет сделать больше, лучше выполнит любую работу, если у него есть настроение. А если нет? Как переправить плохое настроение на хорошее?

Я заметила, что когда работа плохо получается, настроение портится. Значит, надо перестать делать то, что не выходит, отвлечься, поболтать по телефону и уже в хорошем настроении вернуться к работе. Но если работа совсем не нравится? Так ведь можно навсегда лишиться хорошего настроения!

…Мне в школе разрешили спрашивать учителей об их настроении перед уроком, и я стала это делать. Вот учительница говорит, что настроение у нее плохое или она в среднем настроении. Дальше все от учеников зависит. Понятно, что испортили его ученики из другого класса, с утра-то у всех в школе отличное настроение. Значит, ученики же и исправят. Мы, значит. Можно прямо спросить: «Что вас расстроило?». Ну, у нас такие учителя, что рассказывают, советуются с нами. Мы успокаиваем: все будет хорошо, не стоит переживать. И рассказываем что-нибудь смешное. И вот уже учитель не обиженный, не расстроенный.

…Вот что, оказывается, расстраивает учителя: невыученные уроки, грубость учеников. Учитель думает, что он, значит, плохой учитель, раз дети так себя ведут. Не может научить, заинтересовать. Дети его не понимают, предмет не любят. И так далее.

Я задумалась об этом: если мы бережем учителя, то надо ради него постараться. Приготовить урок хотя бы. А то он все на свой счет принимает. Некоторые дети не хотят учиться, не понимают, и тут кто должен бы расстраиваться? Ученик. Или хотя бы вместе с учителем переживать, потому что мы очень связаны.

…Хотя у учителя своя цель: ему надо передать знания. Родители тоже много знают, но их знания другие. И у учеников знания другие. Только учитель всегда помнит свои знания. Может быть, учителя зря расстраиваются, что у детей не такие знания и что дети не всегда их знания принимают?

…К нам на уроки иногда приходят завучи. Смотрят, как мы работаем. Я спросила один раз: замечают ли они настроение учителя? Да, сказали, они даже следят за ним. У них такая задача: постараться уловить настроение учителя на уроке. Это важно, как он управляет своим самочувствием, как переживает вместе с нами на уроке. Я же и говорю, что мы все в школе взаимосвязаны.

…Я спрашивала у ребят, как поднять настроение учителю. Мальчики говорили, что надо хорошо себя вести, быть готовым, все делать по правилам. А девочки отвечали хитрее: можно сделать комплимент, заметить новую вещь или прическу, сказать что-то приятное. Еще был такой совет: удивить учителя дополнительным материалом, таким, о котором учитель забыл или даже не знал. И такой: учителю нравится твоя просьба о помощи.

…Все ученики соглашались, что наши отметки зависят от настроения учителя. Учитель «в настроении» всегда заметит что-то хорошее в твоей работе, найдет причину, чтобы поставить оценку повыше, например, скажет: «Пять, потому что он отвечал первый», хотя на «пять» там не выходило. Или скажет: «Не хочешь тройку – поработай еще». И мы активные, без страха.

А если раздраженный тон, учитель не улыбается, мы в панике: он как за стеклом. Мы побаиваемся, не знаем, что будет.

…Что же главное в учителе? Не знания, а то, как он обращается с нами. Если с настроением, мы легче ждем урока, готовимся к встрече с ним. Учитель как обращается, так и знания дает. А без учителя учиться как? И учебник не поможет.

Рейтинг@Mail.ru