Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

П.В.Степанов

Как создать воспитательную систему школы

М.: Педагогическое общество России, 2006.

Термин «воспитательная система» прочно вошел в педагогический обиход, если не сказать в моду. Сейчас уважающей себя школе даже как-то несолидно не иметь воспитательной системы. А в некоторых регионах школам просто отдают распоряжение: чтоб была. В двухмесячный срок. И отчитаться.

И отчитываются, кто б сомневался.

Между тем автор на первых же страницах сообщает, что создание воспитательной системы – дело кропотливое, долгое и сложное. И создание ее возможно далеко не в каждой школе, ибо обязательным условием является не указание сверху (неслыханно!), а решимость педагогов сделать воспитание приоритетной деятельностью, поставить его даже выше, чем обучение или социализацию.

Так вот, если вы решитесь на такое, книжка вам очень пригодится. Написана понятно, подробно, толково, со знанием школьных реалий. Даже жалко, что такая тоненькая. А может, и хорошо: все описано сжато, и путь создания воспитательной системы кажется нелегким, но обозримым. Для этого же, наверное, главы названы шагами: шаг первый, шаг второй… В случае возможности выбора вам предлагают несколько вариантов и рассказывают, в каком порядке лучше действовать.

Книжка хороша тем, что автор за вас ничего не решает, но очень понятно советует: как провести сбор актива; какие ключевые формы системы можно использовать, если вы выбрали центром своей системы игру или туризм; как изменятся привычные уроки, став частью воспитательной системы. Короче говоря, все, о чем в первую очередь спросили бы педагоги-практики.

Автор не ушел даже от темы отчетности и возможного оформления программы экспериментальной деятельности (как возможного варианта дополнительного финансирования): в главах «Шаг немаловажный» и «Шаг не обязательный» вы найдете образцы программы и описания эксперимента. После этого вы можете еще ознакомиться со словариком и списком литературы. А потом закрыть книжку (еще раз пожалев, что такая тоненькая). И идти создавать воспитательную систему.

С.Д.Поляков

Технологии воспитания

М.: Владос, 2003.

Если бы не фамилия автора на обложке, ни за что бы не открыла книжку с таким устрашающим названием. Ну какие технологии могут быть в таком тонком процессе? Технология – это что-то жестко регламентированное, с запланированным результатом. И кого же (или что) мы должны воспитывать?

Но с первых же страниц автор вполне разделяет мои сомнения, приводя распространенную позицию: «целью воспитания не могут быть изменения каких-либо качеств личности воспитанника, потому что каждый человек сложен, брать педагогу ответственность за гарантированные изменения его личности наивно и неправомерно. Более того – это этически сомнительно».

А как же тогда страшное слово «технологии» приспособить к живой практике? Очень просто: они уже существуют в массовой педагогической культуре. Всякий раз действуя в логике «цели – способы – результаты», мы, вольно или невольно, используем технологию. Автор ничего не придумывал, а выбрал из уже существующей практики несколько: коллективное творческое дело, тренинг общения, шоу-технологии (конкурсы, соревнования, КВН), групповая проблемная работа, диалог, информационное зеркало (стенды, объявления).

Все технологии представлены по одной схеме: описание того, что происходит между педагогом и ребенком; предполагаемый результат; структура деятельности со всевозможными уточнениями, деталями, примерами и психологическими комментариями. То есть автор возвращает читателю-педагогу уже известные в общем-то формы воспитательной работы. Только структурированные с позиции серьезной педагогической науки.

Книга будет полезна не только с точки зрения теоретического осмысления воспитательной деятельности, но и с практической. В третьей главе дается методика обучения учителей и студентов всем перечисленным технологиям. Причем предлагается две разные формы. Каждая расписана пошагово, с учетом возможных сложностей.

Рейтинг@Mail.ru