Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Меркулов Филипп

Проверочные вопросы... для учителя

Они могут быть заданы из разных побуждений. Но любой из них можно сделать поводом для размышлений и углубления в учебный предмет

Сейчас мы на уроках в основном повторяем пройденное, готовимся к итоговым контрольным, к экзаменам. А можно ли не просто вспомнить изученный материал, проверить возможности памяти, но и взглянуть на знакомый предмет по-новому? Теперь, когда ученики освоили элементарные навыки, самое время показать им реальную сложность и неоднозначность науки, которая иногда кажется ребятам застывшей догмой. Пусть дети увидят, что и у педагога не на все задачки есть ответы, что одни и те же вопросы приходят в голову и любознательным школьникам, и солидным академикам. Повод к такому углублению в предмет часто дают сами ученики.

Вопрос на засыпку

В разных классах периодически попадаются дети, подкидывающие учителю на уроке каверзные вопросы, причем не всегда по теме. Класс с интересом следит за реакцией педагога. С одной стороны, приятно отвлечься от занятия, с другой – хочется проверить компетентность преподавателя, его способность контролировать ход урока. Не важно, зачем ребенок задал какой-то небанальный вопрос. Хотел сорвать урок? В самом деле задумался над необычным явлением? В любом случае постараемся использовать эту ситуацию для того, чтобы приобщить учеников к размышлениям над действительно сложными проблемами, выходящими за рамки программы, размышлениям более серьезным, чем требуется для решения типовых задачек.

Конечно, стоит продемонстрировать важность текущей работы на уроке и умение удерживать заявленные цели и планы. Действительно, обычно трудно бывает сразу переключиться на обсуждение заявленной проблемы, бросить начатое дело. В то же время необходимо продемонстрировать, что для вас очень значимы такие детские вопросы. Есть несколько стратегий поведения в данном случае.

Во-первых, можно сказать, что заданный вопрос интересен и заслуживает тщательного обсуждения. Запишите вопрос на доске, в уголке, в стороне от основных записей, и попросите одного из учеников напомнить вам об этом за несколько минут до конца урока. Выполнив запланированную работу, вернитесь к записи на доске, выделите основные элементы поставленной проблемы и предложите ученикам в качестве добровольного домашнего задания подумать над отдельными деталями решения до следующего занятия. На следующем уроке обязательно вернитесь к теме, спросите, у кого какие идеи появились. Обсудив содержательные находки учеников, сформулируйте новый этап поисков ответа и снова отложите до завтра, вернувшись к программе. Так из проверки крепости вашей нервной системы вопросы превратятся в стимул для коллективных исследований и дискуссий в классе.

Во-вторых, не стыдно признаться в том, что на заданный вопрос у вас самого нет точного ответа. Скажите, что к следующему уроку вы поищете необходимую информацию в книгах, посоветуетесь с коллегами. Предложите желающим провести самостоятельное расследование. Выполните свое обещание и потом обязательно расскажите ученикам о своих усилиях, спросите, кто еще занимался изысканиями, как ребята это делали. Так вы поможете классу научиться эффективной работе с разными источниками информации.

Наконец, если вы уверены, что вопрос явно провокационный, предложите ученику (или группе) обсудить проблему на перемене, после уроков. Заодно вы сможете выяснить, что стоит за регулярными попытками ребенка отвлечь класс от занятий.

Есть и еще один вариант развития событий. Иногда стоит отвлечься от урока и посвятить время обсуждению неожиданного вопроса, сложной проблемы. В конце концов, разве наука – это не поиски ответов на интересующие нас вопросы? А образование – разве это не опыт размышлений, обсуждений и проверки возникающих идей?

«Как?» вместо «почему?»

К сожалению, дети не так часто задают вопросы, как нам хотелось бы. Значит, каверзные парадоксальные вопросы придется придумывать самостоятельно. Чтобы обсуждение получилось эффективным, важно правильно сформулировать такой вопрос. Если вы спросите ученика «почему?», то скорее всего получите короткий ответ: изложение имеющихся у ребенка представлений по теме. Или не услышите никакого отклика и в очередной раз сами ответите на собственный вопрос: на то вы и учитель, чтобы знать все лучше всех. Зато на вопрос «как?» вы можете получить подробные, осмысленные ответы. Как ты искал, решал? А потом что делал? Что думал при этом? Подобные вопросы позволяют ученику раскрыть перед вами, перед классом процесс собственной мыслительной деятельности. Ребенок будет действительно думать, рассуждать, а не просто произносить какие-то загадочные формулировки, правила, с которыми иногда не понятно, что делать дальше. В то время как описание процесса поиска информации, нахождения ответа, решения становится началом живого разговора. Ведь у каждого свой путь, свои способы действий. Обсуждая технические подробности, вы проясните и суть проблемы.

Коллективное обсуждение

При обсуждении неоднозначной проблемы, не имеющей простого решения, предложите ученикам высказаться по очереди. Кратко запишите все варианты на доске, ничего не комментируя, не оценивая. Подводя итог, выделите наиболее интересные идеи, доказательные, оригинальные. Пусть у ребят останется ощущение неоднозначности, нерешенности проблемы. Пусть увидят, что науке есть куда развиваться, над чем работать. Пусть почувствуют себя исследователями.

После одной из удачных дискуссий ученица как-то заметила:

– Оказывается, когда мы вместе, вопросы задавать легче. Потому что когда ты один, у тебя, бывает, возникают вопросы, но сразу возникает и сомнение: а стоит ли тратить силы на обдумывание? Вдруг это ерунда какая-то? Просто я ужасно глупая? А в классе понимаешь, что твой вопрос интересует многих людей, ты видишь, что все думают по-разному.

Вообще подчеркивание правомерности разных способов мышления, разной логики, разных путей к истине – важная задача учителя. Конечно, разные способы мышления порой приводят к разным результатам, требуют различных затрат времени. Это необходимо учитывать при оценивании результата.

К тому же дети думают, рассуждают иначе, чем педагог. Радостный факт, но иногда полезно познакомить учеников с логикой взрослого человека, специалиста в предмете. Поэтому стоит время от времени рассказывать ребятам о своих размышлениях, о том, как вы пришли к тому или иному выводу, – это взаимно полезное занятие.

Рейтинг@Mail.ru