Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ


Каганов Борис

Первое, что им требуется, – наше внимание

Всех непослушных ребят можно отнести к одной из трех групп – так считают психологи одной из Школ открытого типа, в которой учатся неблагополучные подростки

Сначала присмотрись, потом действуй

Атаманы. К этой группе относят тех, кто уже имеет опыт правонарушений, кто совершил свои «преступления» не случайно, а преднамеренно: драки, акты вандализма (поджоги), кражи. Атаманы отличаются осознанной жестокостью, которая легко выявляется в разговоре: подросток с удовольствием рассказывает о той боли, которую он причинял другим, даже гордится этим. Эта черта видна и в потасовках на переменах: подросток способен нанести увечье не случайно, сгоряча, а вполне осознанно. Не «я толкнул, а он упал и разбился», а «я дал ему так, что он надолго запомнит».

Им доставляет удовольствие чувствовать свою власть над людьми, и они на все готовы ради сохранения своего влияния. Часто они держат в руках собственный класс, наводят ужас на младшеклассников, занимаются школьным рэкетом.

Что делать, если ребенок прочно утвердился в этой самой опасной группе? Как уберечь остальных ребят, помочь им не попасть в беду под предводительством атамана? Наши действия: знать как можно больше об отношениях детей в классе.

Вольные казаки. Они не терпят над собой никакого насилия. Упорнее других прогуливают школу, особенно если погода хорошая. Даже поздним вечером им хочется быть вне дома. Бывает, совсем из дома уходят, если родители пытаются «закрутить гайки». Бродяжничают неделями, месяцами. Вольная жизнь требует средств, поэтому ребятам случается стащить то, что плохо лежит. Они способны угнать машину, чтобы покататься с ветерком и бросить где-нибудь на пустыре.

Вольные казаки всячески избегают насилия, им неприятна жестокость, но, попав под влияние жестокого лидера, они могут влипнуть в неприятную историю. Поэтому так важно знать, с кем дружит свободолюбивый подросток. Надо помочь ему перерасти тинейджеровский протестный период и найти социально допустимое применение своей независимости. Стоит отправить казака в поход, в экспедицию. Не в обычный летний лагерь, а в туристический. Если невозможно немедленно «уйти в поля», устройте однодневную вылазку, «Зарницу», игру, эстафету в классе. Утолив жажду приключений, ребенок легче перенесет будни школьной жизни.

Тоскующие. Они испытывают большие трудности с учебой. У них дисграфия, дислексия, задержка развития, медлительность или гиперактивность. С каждым годом у невольных двоечников, несмотря на их усилия, все меньше шансов догнать класс, понять хоть что-нибудь из программы. Естественно, стремясь избежать неприятностей, они избегают школы. Проблема обостряется, если семья не в силах поддержать ребенка: например, помочь в учебе или нанять репетитора, отвести вовремя к логопеду или невропатологу.

Надо посмотреть, где такому ребенку интересно? Трудовая мастерская, спортзал, кабинет информатики...

Но главное – осознать реальные проблемы ученика и не требовать от подростка невозможного.

От наблюдений – к профессиональному разговору

Чтобы поговорить о таких детях, педагоги регулярно, хотя бы раз в две недели, собираются на малый педсовет. Обсуждают факты: стало ли меньше прогулов, драк, конфликтов с одноклассниками, со взрослыми? Какие оценки? Поведение на уроке? Настроение?

Каждый учитель, работающий с ребенком, по-своему отвечает на заданные вопросы, слышит ответы коллег. Если у кого-то из преподавателей ситуация лучше, можно поинтересоваться, как этого удалось добиться. Итоги каждого мини-педсовета фиксируются в протоколах, по ним можно наблюдать статистику нарушений и продвижений ребенка. Становится видно, справляется ли подросток с проблемами или все глубже увязает в них.

Прогресс есть, если, например, у ребенка появилось чувство стыда. Или чувство долга, когда, помимо бесконечной борьбы за права, подросток сам осознал какие-то свои обязанности. Пусть самые простые. Например, считает, что должен принести на урок хотя бы ручку, и старается исполнить свой долг. Потеряв, забыв, пытается попросить у одноклассника, у педагога.

Хороший симптом – ребенок решил сам зарабатывать. Не важно, что он тратит свои деньги не маме на подарок, не девочке на цветы – себе на сигареты. Он зарабатывает. Это пробуждение чувства достоинства и ответственности.

Замечательно, если подросток кому-то из взрослых рассказал о том, что его беспокоит. Признание свидетельствует о появлении доверия к взрослым и о том, что, начав говорить о своих проблемах, он готов разбираться в ситуации и менять ее.

Обсуждение и фиксация таких моментов – это, конечно, не вся работа с «трудными», а лишь ее сопровождение. Но ведь чтобы продуктивно разговаривать о чем-то, надо хорошо знать и понимать предмет разговора!

Рейтинг@Mail.ru