Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Куценко Елена

Производительный труд в сельской и в городской школе

В апреле в Сочи прошли V Макаренковские чтения и конкурс, где участвовало более тридцати школ России. Педагоги собрались, чтобы обсудить идею производительного труда в школе, ее перспективы, продемонстрировать результаты своей работы и обменяться опытом.

Сегодня многие школы, особенно сельские, имеющие в своем распоряжении участок земли, хотели бы завести небольшое подсобное хозяйство. Но далеко не у всех получается с первого раза. С чего начать? Как разумно распорядиться прибылью? Как совместить производительный труд с учебным, чтобы они дополняли друг друга? За ответами на эти вопросы мы и поехали на конкурс.

Учителя и управленцы представляли очень разные школы: только начинающие свою историю и работающие уже несколько десятков лет. Не говоря уже о географии – от Калининграда до Иркутской области, от Архангельска до Сочи. Этим, вероятно, и объясняется разнообразие продуктов и услуг, производимых в школах.

С одной стороны, то, что дети и учителя вынуждены зарабатывать себе на пропитание в буквальном смысле слова, на учебники, мебель, на ремонт, на реквизит школьного театра, каникулярные поездки, экскурсии, оргтехнику, на расширение производства – одним словом, оплачивать свое бесплатное среднее образование, – отдает чем-то средневековым. С другой стороны, учителя, как это водится в России, умудряются найти в жесткой необходимости смысл и используют производительный труд как педагогический ресурс. Директор Шалаевской школы (Белгородская область) считает, что даже если бы государство полностью финансировало его школу, он бы все равно не отказался от такой схемы, по которой школа работает много лет.

Очень важно определить сферу деятельности, учесть свои возможности. Практически все сельские школы-конкурсанты выращивают сельскохозяйственную продукцию. У многих оборудованы швейные, кулинарные и столярные мастерские, гаражи, где ребята учатся ремонтировать технику. В зависимости от местной специфики где-то преподают ребятам печное дело, где-то пчеловодство, цветоводство. Во многих школах занимаются резьбой и росписью по дереву. Некоторые открывают школьный магазин или кафе. Хороший доход приносят мини-типографии («Больше, чем все наше фермерство», – признался один директор).

Популярным стало сейчас разведение дождевых червей, которые производят экологически чистое удобрение – гумус. Опытные директора советуют начинать с этого производства – оно не требует больших затрат труда, да и рисков меньше, чем в земледелии, а продукция идет нарасхват.

Начало вообще самый сложный этап. Одни начинали с сувенирной мастерской. Другие купили сотню гусят, вырастили, из пуха наделали подушек, мясо закоптили и продали, а всю прибыль пустили на расширение производства. Но все отмечают, что главное – найти заинтересованного и компетентного человека для организации производства при школе. Еще очень важно все время искать новые возможности, ведь даже выгодная мини-типография не принесла бы школе прибыли, не найди они заказчиков на бланки и буклеты. Многие школы сотрудничают с центрами занятости, чтобы платить зарплату ученикам.

Хорошо работающая школа, владеющая крепким хозяйством, всегда пользуется уважением у окрестных жителей. А зачастую она становится чуть ли не единственной надеждой села, деревни, городка. Это становится понятным из реплик сельских педагогов. Мы учим ребят на парикмахеров, и единственное место в селе, где можно подстричься, – это школа... По осени продаем пенсионерам овощи по символической цене... К нам местные фермеры со своими земельными паями просились, но мы не пошли на это, хотя техникой им помогаем... И еще: в село возвращается гужевой транспорт, значит, будем осваивать производство упряжи.

Многие директора видят свою миссию и в том, чтобы их выпускники не уезжали от земли, но чувствовали себя при этом успешными, состоявшимися людьми. Поэтому в программе обучения – освоение компьютера, психология, моделирование одежды, менеджмент, маркетинг, планирование. Девочки могут выучиться на «хозяйку усадьбы».

Размышляя о перспективах и целях своей работы, педагоги говорят о «психологии современного сельского жителя».

Например, директор Ларинской школы (Челябинская область) рассказал о комплексном обучении, в которое входят лекции, экскурсии, опыты, практические и исследовательские работы. В школе давно существует мастерская резьбы по дереву, а вот для того чтобы дети участвовали в целостном процессе от заготовки сырья до реализации конечного продукта, пришлось организовать цех деревообработки.

Процесс участия в реальной деятельности дает редкую для школьника возможность практического использования абстрактных предметных знаний по математике, биологии, химии, физике. Не говоря уж о воспитательном эффекте.

В городских школах производительный труд имеет свою специфику. Хотя педагогические цели те же, что и в сельских: дать возможность ребятам попробовать свои силы в разных видах деятельности, поддержать реальным делом предметное обучение, дать навыки самостоятельного обустройства своей жизни, опыт социализации. О путях достижения этих целей рассказывают управленцы, использующие в своей работе педагогику дела.

Лариса СОВИНА, заместитель директора ижевской гимназии № 56 по дополнительному образованию:

– В нашей гимназии накоплен пятнадцатилетний опыт организации обучения по выбору в рамках дополнительного образования. Здесь после уроков работают школы искусств, математики, физики, биологии, экологии, географии, психологии.

Эта часть образования особенно важна для детей, обладающих ярко выраженными способностями в какой-либо области – они получают возможность обучения по индивидуальному плану. А также для тех, кто слабоват в традиционных школьных дисциплинах, а в кружковой организации работы всегда сможет найти себе занятие по силам и по душе.

Дополнительное образование вообще более пластичное и свободное. Например, интеграция учебных предметов, которая с таким трудом дается в традиционных формах обучения, здесь уместна и естественна. Например, такое популярное сейчас направление, как фрактальная живопись, объединяет в себе знания по физике, информатике, математике и МХК. Необыкновенно красочные и эмоциональные картины, созданные на компьютере, программируются с помощью физических формул.

Со временем структуры дополнительного образования переросли в бизнес-центры, ребята научились выполнять работы и по заказу. Например, экологи выполняли заказ экологического комитета города Ижевска, исследовали состояние городского пруда. Издательский центр выпускает школьную газету, издает пособия для учителей и родителей. Ребята из агентства путешествий проводят экскурсии, получают удостоверение инструктора и организуют походы по Удмуртии. Детская филармония ведет концертную деятельность.

Все бизнес-центры объединены в ученическую корпорацию, где сами ребята разрабатывают бизнес-планы, занимаются менеджментом, вырабатывают ценовую политику, ведут бухгалтерию, принимают решения по распределению прибыли.

Светлана КОВАЛЕНКО, заместитель директора по науке адлерского лицея № 59:

– В лицее учителя и школьники организовали детское туристическое агентство. Для курортного города это очень актуально. Многие ребята так или иначе летом подрабатывают. Но какой смысл продавать пирожки на пляже или мыть посуду в кафе, если вполне прилично владеешь компьютером, знаешь историю своего города и окрестностей, умеешь интересно рассказывать? Турагентство позволяет ребятам использовать навыки, полученные в школе, заработать да еще и освоить азы бизнеса.

В агентстве все по-настоящему: экскурсоводы, секретарь, рекламные агенты, исполнительный директор, управляющие финансами, персоналом. Ребята сами составляют маршруты экскурсий, и на первую пробную экскурсию идет весь отдел маркетинга, чтобы заранее устранить недочеты и предупредить возможные проблемы на маршруте.

Ребята и педагоги любят вспоминать самое начало работы. Нужна была рекламная кампания, и ее решили провести в форме конкурса на лучший маршрут. Расставили в актовом зале планшеты с описанием экскурсий и пригласили всех желающих. Результат превзошел все ожидания: многие захотели стать не только будущими клиентами агентства, но и пополнить ряды его сотрудников: «А можно с вами?»

Пока агентство работает лишь с учениками своей школы – по выходным и в каникулы. Но ребята почувствовали вкус к работе и планируют расширение своей деятельности. Хотят освоить производство виртуальных экскурсий для тех, кто лишен физической возможности пройти по маршруту. Для этого проекта понадобится осваивать новые профессии: сценариста, оператора, монтажера. Для того чтобы выйти на взрослый рынок экскурсионных услуг, уже выпустили буклет, где все делали сами: макет, тексты, дизайн (спорили при этом отчаянно). Напечатать помог один из родителей, который с самого начала поставил условие: делать за вас ничего не буду, обеспечу только типографскую работу.

Постепенно оказалось, что на эту деятельность стала нанизываться практически вся воспитательная работа в школе: здесь и краеведение, и экологическое просвещение, и установление межличностных отношений, и умение брать на себя ответственность.

Такую форму вполне можно рекомендовать школам, расположенным в курортных городах и туристических зонах.

Ирина СТАФОРАНДОВА, директор межшкольного учебно-производственного комбината Центрального района г. Сочи:

– Проект ученической фирмы на базе комбината возник из реальных запросов подростков. Летом в городе работает детская биржа труда, а в конце августа на детском форуме управленцы и педагоги обсуждают итоги лета. Два года назад ребята высказали желание работать не эпизодически, а попробовать свои силы в самостоятельных бизнес-проектах. И взрослые предоставили им такую возможность: выделили помещения, нашли социальных партнеров для юридической и финансовой поддержки на первых порах.

Взрослые, работающие в проекте, считают необходимым строго придерживаться позиции педагогической поддержки: они не решают ничего за детей, дают им возможность ошибаться и учиться на своих ошибках, для чего организуют специальную работу по обсуждению результатов, как положительных, так и отрицательных.

Например, первый опыт, когда дети взялись за производство сувенирной продукции, был неудачным: сувениры не пользовались спросом. Начинающие бизнесмены приуныли, но вместе с педагогами проанализировали ситуацию и наметили новое направление работы. Только теперь уже начали с изучения рынка и обнаружили никем не занятую нишу – изготовление одежды для собак. Продукция имела успех, и ребята задумались о самостоятельной реализации. Им на помощь пришли ученики отделения официантов, и из этого содружества родилась идея арт-кафе «Галерея», где можно не только поесть, но и купить продукцию ученической фирмы. Помимо швейных изделий в кафе будут продавать мини-флорариумы (крошечные садики в стеклянных емкостях) и бижутерию – продукцию детской ювелирной мастерской «Скиф».

Такая форма обучения – через практическую деятельность, а не ее имитацию – дает возможность подростку не только успешно освоить профессию, но и на практике обрести навыки кооперации и планирования, получить опыт достижения реального результата.

Рейтинг@Mail.ru