Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Образование в партийных программах

Сравнительный анализ по шести ключевым позициям

Бесплатность и доступность образования

В разных формулировках этот тезис провозглашается практически во всех партийных программах.

Даже ЛДПР, чья политика не отличается социальной направленностью, определяет задачу государства в том, чтобы «способствовать созданию равных для всех условий обучения и творчества путем выплаты стипендий, ссуд, дотаций».

Схожие идеи высказывает «Справедливая Россия».

– Мы рассматриваем образование как сферу инвестиций в будущее страны, – говорит член «СР», заместитель профильного комитета Думы Олег Денисов. – И львиную долю должно вкладывать государство.

В «Яблоке» считают, что финансирование школы вообще исключительная прерогатива государства. А вот в развитие профессионального образования должны внести лепту работодатели, получая за это налоговые льготы.

Схожая позиция отражена в декларации КПРФ «Образование для всех», однако коммунистам так и не удалось добиться ее законодательного воплощения.

Теперь законопроект о предоставлении налоговых льгот работодателям, инвестирующим в образование, будет продвигать «Единая Россия». Вопрос – с каким успехом?

– Любые попытки законодательного решения этой проблемы разбиваются о сопротивление Минфина, – говорит член «ЕР», заместитель председателя профильного комитета Думы Валентина Иванова.

Характерно, что представители всех партий намерены решать финансовые проблемы социальной сферы и образования в частности за счет средств Стабилизационного фонда.

Например, КПРФ предлагает потратить эти деньги на «возвращение в федеральную собственность переданных в регионы учреждений НПО и СПО» и на «финансирование общеобразовательных школ из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50».

Председатель комиссии Мосгордумы по образованию и науке Евгений Бунимович от лица «яблочников» утверждает, что Стабфонд – это тот «реальный ресурс, за счет которого можно повысить зарплату учителей до 1000 долларов».

Статус учителя

Оппозиция (за исключением ЛДПР) единодушна в том, что учителя должны получить статус государственных служащих. Но соответствующий закон, подготовленный КПРФ, был в прошлом году провален Думой. Неизбежно возникает вопрос: в чем возражения представителей парламентского большинства – «Единой России» – по этому вопросу?

– Согласно нашим расчетам, от этого нововведения зарплата учителей уменьшится в среднем на две тысячи рублей, – поясняет Валентина Иванова. – Педагогам потребуется второе образование (в области государственного и муниципального управления), без которого не получить необходимый чин или класс. Кроме того, исчезнет право на совместительство, 48-дневный отпуск.

«ЕР» предлагает пойти другим путем – «улучшить материальное поощрение учителей». Партия власти уже разработала законопроект, обеспечивающий 250-процентную доплату к базовой части трудовой пенсии педагогам, имеющим звание «Народный учитель». Таких людей – около 150 на всю страну, но это «ЕР» не смущает; как говорит Валентина Иванова, «другие категории подтянутся позже».

– Доводы оппонентов необоснованны, – возражает Евгений Бунимович. – Мы можем говорить о приравнивании педагогов к госслужащим по определенным критериям. Чтобы учитель получал социальный пакет (пенсия, медицинское обслуживание, организация санаторно-курортного лечения) при сохранении традиционного 48-дневного отпуска и права на совместительство.

– Перспективы принятия этого законопроекта – вопрос политический. Если большинство мест в парламенте займут социально ориентированные партии, эта идея будет реализована, – убежден первый заместитель председателя профильного комитета Думы, член КПРФ Олег Смолин.

Единый экзамен

Ни одна из оппозиционных партий не поддерживает эту систему. Одна из основных причин – тестовая форма проверки знаний.

В поправках ко второму чтению законопроекта о ЕГЭ Олег Смолин предлагал исключить «из-под юрисдикции» единого экзамена литературу, историю, обществознание, аргументируя это тем, что знание гуманитарных дисциплин нельзя проверять с помощью тестов.

– С моей точки зрения, это формирует только зубрежку, начетничество, а вовсе не понимание, – говорит Смолин.

Другой камень преткновения – коррупция, которая с введением ЕГЭ отнюдь не уменьшилась.

По свидетельству заместителя председателя профильного комитета Думы, члена ЛДПР Алексея Чернышова, год от года растет число абитуриентов с явно завышенными баллами – завышают уже каждому десятому.

– Объективность ЕГЭ остается под большим вопросом, – заявляет Чернышов в своей книге «Политические игры вокруг российской системы образования». И в качестве выхода из положения предлагает фирменную идею своей партии – поступление в вузы без экзаменов.

«Яблоко» на первом этапе идею ЕГЭ поддерживало. Но когда выяснилось, как она воплощается на практике, «яблочники» скорректировали свою позицию.

– ЕГЭ, который задумывался как инструмент объективной оценки знаний, превратился в механизм фальсифакации, и это происходит в разных школах, районах и даже целых регионах, – говорит Евгений Бунимович. – Добиться достоверности в нынешней ситуации нельзя. В стране, где слишком многое зависит от административного ресурса, никакой ЕГЭ, никакая система общественного контроля работать не будут.

Неожиданную угрозу со стороны ЕГЭ усмотрели и представители «Справедливой России».

– В экономическом плане единый экзамен – первый шаг в переходе к подушевому принципу финансирования образования, – заявил Олег Денисов. – А следовательно, к всеобщему платному образованию: от результатов экзамена будет зависеть та сумма, которую абитуриент получит от государства на свое обучение. Пока тема государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) снята с повестки дня, но мы помним, что речь об этом шла, и не исключено, что к ней еще вернутся.

Дошкольное образование

Популярность этой темы связана с вниманием президента и правительства к демографической ситуации и с тем, что полуразваленная система дошкольного образования не справляется с наметившимся в последнее время бэби-бумом. «Единая Россия» даже предлагает рассмотреть вопрос о возвращении зданий бывших детских садов в систему образования.

Многие партии выступают за включение дошкольного образования в приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО). «Единороссы» эту идею, естественно, поддерживают (как-никак сам президент ратует за повышение рождаемости), но как ее осуществить – пока не понимают. Дело в том, что идеология ПНПО строится на поощрении лучших педагогов или учебных заведений, отобранных на основе конкурса. По каким критериям оценивать детские сады, в которых даже образовательные программы не являются обязательными, а проверить уровень подготовки выпускников в отличие от школы или вуза не представляется возможным?

В данном случае «единороссы» сами попали в собственную ловушку: принципы реализации ПНПО отчасти разрабатывали именно эксперты партии власти.

Национальный проект «Образование»

Между тем принцип точечного распределения средств нацпроекта является главной мишенью для критики со стороны оппозиционных партий, которые считают, что премирование лучших приводит к расслоению в системе образования, к углублению неравенства среди вузов, школ и учителей.

Об этом неоднократно высказывались в своих выступлениях представители КПРФ и «Родины».

– Это хорошо, что государство выступает в роли коллективного Сороса, – отмечает Олег Смолин. – Однако гранты получат лишь 2% вузов и менее 1% учителей. Таким образом, закрепляется неравенство прав на образование, а оно, по мнению международных экспертов, и так подошло в России к опасной черте.

– Мы считаем, что поддерживать надо точки роста, распространяя передовой опыт на другие учебные заведения, – возражает ему Валентина Иванова. – Из-за уравниловки мы в свое время погубили много талантов и полезных инициатив. Сегодня надо думать о состязательности, о финансировании за конкретные результаты, от которых зависит повышение качества образования.

По мнению Валентины Ивановой, «разговоры о расслоении ведут к загниванию системы образования, которая в последний год благодаря ПНПО всколыхнулась и активизировалась».

– Награждение избранных школ неприемлемо, если мы постулируем общедоступность и бесплатность образования, – говорит Евгений Бунимович. – Во всех школах учатся дети, обладающие равными конституционными правами, а в итоге одни получают по максимуму, а другие – по минимуму. Поэтому необходима системная поддержка сферы образования, а не отдельных ее представителей.

Большинство партий ограничились отдельными предложениями включить в ПНПО дошкольное, дополнительное, начальное и среднее профессиональное образование. А КПРФ создала альтернативный вариант национальное проекта под названием «Образование для всех», состоящий из двенадцати базовых элементов.

Проект охватывает все уровни образования и учитывает его «болевые точки». Например, предлагается развивать новые образовательные технологии, принять на федеральном уровне программы «Здоровое образование», «Электронное обучение», «Индустрия образования». Отдельной строкой идет создание системы дополнительных социальных гарантий в период обучения для лиц с низкими доходами, сирот, инвалидов и сельских граждан.

Образование и общество

В преддверии парламентских выборов политические партии активизировали свою работу с общественностью. Например, в минувшем году по инициативе «Единой России» была создана новая общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС).

– ВПС должно включиться в большую политику, – говорит Валентина Иванова. – Проводить общественную экспертизу законопроектов в сфере образования, а также участвовать в мониторинге реализации ПНПО. В частности, поддерживать разработку и внедрение новых образовательных программ и технологий, формировать общественный рейтинг образовательных учреждений.

Стоит заметить, что 59 региональных отделений общественной организации возглавляют руководители органов управления образованием, ректоры вузов, институтов повышения квалификации – то есть люди, наделенные конкретными полномочиями.

Представители других партий дают неоднозначные оценки новой структуре.

– Чем больше общественных организаций, которые занимаются проблемами педагогов, студентов, учащихся, тем больше возможностей влиять на власть, – говорит Олег Денисов.

– Если бы представители образования в «Единой России» использовали партию в целях образования, я бы это приветствовал, – заявляет Олег Смолин. – К сожалению, получается наоборот: партия использует педагогическое сообщество для того, чтобы проводить собственные интересы.

Рейтинг@Mail.ru