Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

То, что учение должно начинаться с создания условий для появления положительной учебной мотивации, давно перестало быть новостью. И тем не менее в школе учебная мотивация по-прежнему чаще всего создается с помощью мер принуждения, нередко – в форме жестких наказаний. Это свидетельствует о непонимании феномена произвольной, то есть подкрепляемой волевым усилием ребенка, мотивации к учению.

В статье «Дидактический процесс» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 1 за 2007 год) доктор педагогических наук Владимир Беспалько детально рассматривает особенности успешного обучения. Например, собственную учебную активность ребенка. С научной точки зрения единственным каналом перехода внешней информации в мозг человека является его собственная активность. Но, к сожалению, на уроках преобладают монологичные формы подачи материала. Полноценный диалог в классе – явление редкое, так же как и формы занятий, выходящие за пределы диалога: семинары, лабораторные, практики. К тому же эти виды организации учебной деятельности, как правило, выстраиваются учителем интуитивно. Их результативность можно было бы существенно усилить при использовании ассоциативной и других современных теорий усвоения знаний.

На какие идеалы ориентируются современные старшеклассники? Этот вопрос был изучен сотрудниками психологической службы гимназии № 24 города Междуреченска в ходе исследования личностного и социального самоопределения учеников девятых–одиннадцатых классов.

Как пишет психолог-педагог гимназии С.Новикова в статье «Пора самоопределения, или Психолого-педагогическая поддержка профильного обучения» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 2 за 2007 год), оказалось, что 47% старшеклассников не имеют представления о понятии «идеал». Ребята задавали вопросы: «Что это такое?», «Как это понимать?». 23% опрошенных соединили в своем идеале черты нескольких как реальных, так и литературных «объектов». У 15% старшеклассников есть ярко выраженный идеал, которому они стремятся подражать. Как правило, это актеры, певцы, литературные герои. Только 8% молодых людей выбрали в качестве идеала своих родителей.

Направленность жизненных ценностей на интересы будущего проявилась лишь у 11% респондентов.

Основная часть старшеклассников –

79% – понимают, что образование необходимо. Вместе с тем в своем профессиональном выборе определились только 57%. Настораживает тот факт, что лишь 35% старшеклассников видят какие-либо конкретные помехи и препятствия в реализации своих профессиональных планов.

В статье «Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2007 год) приводятся ответы одиннадцатиклассников на вопрос: «Можно ли изменить смысл информации? Для чего это делают?». Вот эти ответы: «Мне кажется, нет. Если это делается, то без умысла, ненароком», «Информации так мало, зачем же ее еще и искажать?».

Можно, конечно, жаловаться на инфантильность ответов. Но часто ли российскому школьнику предлагается критически отнестись к словам учителя, к учебнику или хотя бы к газетному тексту, телепередаче или другому сообщению СМИ, понять, кому оно выгодно? Эти вещи давно делают зарубежные педагоги. В США еще в 60-е годы возникла концепция медиаобpазования, получившая название «визуальная грамотность».

Очевидно, что у нас назрела необходимость интеграции медиаобразования с гуманитарными и естественно-научными учебными курсами. Среди основных целей этой деятельности автор выделяет следующие: включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации СМИ; обучение школьников находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.; отделять главное в информационном сообщении от «шума»…

Рейтинг@Mail.ru