Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Реутский Сергей

Школьный двор – территория игры

Здесь все служит развитию детей. А организовать эту территорию совсем несложно

Весна. Снег растаял. Классы дружно выходят во двор – прошлогоднюю листву вокруг школы сгребают, мусор всякий, горки-качели иногда подкрашивают. А ведь сейчас самое время превратить школьный двор в настоящую спортплощадку. Чтобы ребята двигались и занимались физкультурой без особой помощи взрослых. Вы скажете: они и так там занимаются без помощи взрослых. Так-то оно так, да не совсем. Сергей Реутский, московский учитель физкультуры с многолетним стажем, автор замечательной книги «Физкультура про другое», готов поделиться своими идеями по поводу эффективной организации пространства вокруг школы. К тому же идеи его не только интересны, но и вполне осуществимы.

Пункт проката спортивного инвентаря

Это первое и самое легкое, что можно сделать на школьном дворе. Там будут лежать мячи разных размеров и предназначения, прыгалки, бадминтон, теннис, наборы для настольного тенниса, волейбольные сетки, обручи. А еще навесные мешки, более мягкие, чем у боксеров (их можно брать, подвешивать, отрабатывать агрессию), шагомеры и секундомеры. Если появится пространство для метания – что-то, что можно бросать, метать в цель: дротики, копья. Хочешь взять мяч или прыгалки – оставляй залог (хотя бы свой дневник или портфель) и бери.

Кроме спортивного инвентаря, в пункте проката могут лежать до востребования личные дневники тренировок и специальные самоучители, упакованные в пластик: хочешь узнать правила игры, сделать какое-то упражнение, развить ту или иную группу мышц – пожалуйста, возьми нужную инструкцию и осваивай. Такая специальная библиотека.

Конечно, для такого пункта проката нужны помещение и, самое главное, заинтересованный человек, который бы этот инвентарь выдавал, чинил время от времени по мере надобности. Это может быть, например, дежурный ученик, кто-то из средней или старшей школы, из дежурного класса. Открыт пункт проката всю вторую половину дня.

Насыпная горка, а лучше – система насыпных горок

Почему-то ни в детских садах, ни в школьных дворах насыпных горок нет. Делают горки деревянные. Это, конечно, хорошо, но узконаправленно и менее приятно. Насыпные, они как бы естественные, природные. Хорошо бы сделать систему горок, определенным образом расположенных.

Разновысокие горки в кругу. Зимой с них можно скатываться на лыжах, по ним можно круглый год бегать. По гладкой ровной дорожке бегать почему-то не сильно хочется, а вот по горкам – здесь какие-то древние механизмы у человека включаются, – по горкам интересно бегать вверх-вниз. Сама система горок в кругу создаст некий внутренний мир внутри кольца, мир, в котором можно играть. Это как долина в горах, защищенная со всех сторон от ветра и прочих напастей внешнего мира. Появляется и удерживается чувство защищенности.

Пространство для метания

Мишени, цели лучше сделать звучащие и расположить на стенке, чтобы метательные предметы не улетали в никуда. Звучащие мишени нужны, чтобы сразу можно было определить, что – ура! – попал.

Что метать? Мячи, «гранаты». При правильной организации пространства для метания ребята могут всю свою внутреннюю агрессию выплескивать в этих бросках. Мы прекрасно видим, что агрессия броска есть у каждого человека. Если она не реализована, то накапливается и выплескивается в нецивильных, некультурных формах, нарастает-нарастает, а потом как обрушится! Только удивляемся: такой был спокойный, тихий мальчик. А в пространстве для метания человек получает удовлетворение: бросил, попал в цель – я молодец!

Хорошо бы на школьном дворе в секторе метания поставить и тир с возвращающимися по желобам мячами. Конечно, все это пространство должно находиться под присмотром взрослого.

«Лазалки»

Имеющийся во дворе инвентарь надо «доводить до ума», докручивать. Должно быть много соединений между снарядами, чтобы из одного места в другое можно было перебраться самыми разными способами. И желательно, чтобы эти способы были еще и разными по трудности.

Сейчас что такое детская горка: лесенка, площадка и съезд. А ведь можно на съезде укрепить поручни, чтобы организовать встречное движение. На лестнице придумать внешние ступеньки, чтобы взбираться снаружи. Соединить лестницу с горкой внизу трубами, чтобы можно было горку обойти по кругу над землей. Тогда и внутри получится своеобразный домик, в котором тоже можно играть. А приделать внутри домика руль, и это будет не домик, а автомобиль. И учтите: затраты куда меньше, чем на отдельно горку, отдельно машинку, отдельно лестницу для лазания.

Если к обычным брусьям приделать лесенку, то на них можно будет легко забраться даже маленькому ребенку. А в разновысоких брусьях еще одна лестница поведет от нижней перекладины к верхней. Получится пространство, чтобы полазить.

Есть еще один простой способ лазания. Это «обезьянник», который туристы вывешивают в лесу на соревнованиях. Физкультурный комплекс, сделанный из веревок. Берем четыре столба, вкапываем их в землю кругом, то есть, квадратом, конечно же. Размечаем: 50 см высоты, 1 метр высоты, 1,5 метра, 2 метра. Соединяем веревками на уровне 50 см, на уровне 1 метра и т.д. И сразу внутри появилось игровое пространство. Можно сделать веревку под наклоном, между отметками 50 см и 1 метр – новое упражнение для лазания. Еще 2 столба вкопать – и веревочного пространства станет больше. Веревки придется регулярно менять, они быстро выходят из строя. Возможен и физкультурный комплекс из бревен. Насыпную горку засадим травкой. У бревен закрасим торцы, сделаем из них завалы. Тогда можно будет и сидеть на бревнышках, и лазить по ним, штурмовать горку – получится целый мир для игры.

Пространство для раскачивания

Металлические качели во дворе травмоопасны. Потребность же в раскачивании велика. Это успокаивает – гармоничные маятникообразные движения. Они в спокойное состояние приводят нервную систему. Качели нужны не на металлических жестких растяжках, а на веревках или цепочках. Тогда у них не будет такой травмоопасной массы. И площадка под качелями должна быть мягкой, например, обшита резиной.

Кроме качелей, можно раскачиваться на тарзанке, на кольцах, на трапеции. Раскачиваться на руках, сидя, на ногах. Все успокаивает.

Интересно организовать с помощью качелей систему «конфликтного раскачивания». Поставить качели так, чтобы можно было раскачиваться в едином ритме двум, трем, четырем ребятам одновременно, не задевая друг друга.

Поставьте поблизости «лазалки» и «качалки», и получится настоящий форт Баярд – висящие и раскачивающиеся снаряды, по которым можно передвигаться. Только обязательно надо предусмотреть какое-то песочно-опилочное покрытие внизу.

Пространство для прыжков в глубину

У всех ребят, начиная с 2 лет, есть такая потребность – прыгать сверху вниз, в глубину. Здесь нужен бум и разновысокие пеньки деревянные, а также мягкое место приземления (песок), чтобы с разной высоты можно было спрыгивать.

У нас много детей гипервозбудимых. После двигательных перемен таким детям, чтобы настроиться на учебу в кабинетной обстановке, нужны упражнения, требующие уравновешенности. Самое простое – баланс держать. Прошел по буму, удержал баланс – спрыгнул и иди на урок. Так и самому себя проконтролировать можно, проверить свою готовность воспринимать интеллектуальную информацию.

Общие советы

Все эти замечательные сооружения можно постепенно ставить. Поставить, посмотреть, как работает, внести изменения и сделать следующий шаг. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать. От чего-то отказываться, что-то улучшать.

И главное – всегда замыкать игровое пространство. Почему человека, а тем более ребенка манят замки, запутанные закоулки старого города, лабиринт? Там неожиданно что-то возникает. За каждым поворотом – волшебство. Злое – доброе, как угадать? Узнаешь, только когда до конца дойдешь – по кругу испытаний. Это пространство должно ставить перед детьми задачи: попади из этого места в другое таким-то способом, а по дороге сделай то-то и то-то. Для некоторых ребят с этого вообще день может начинаться, а заканчиваться уже интеллектуальными заданиями. Это совсем другая физическая культура – физическая культура двигательных задач.

Рейтинг@Mail.ru