Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР


Ясницкая Вероника

Как сделать класс классным

Определяем воспитательный потенциал. Публикация вторая

В прошлом номере мы опубликовали первый фрагмент из будущей книги Вероники Ясницкой «Как сделать класс классным», которая готовится к печати в издательстве «Просвещение». В нем содержались описания классов разных типов. Наверняка кто-то из читателей нашел среди них свой, узнал по описанию реальный 5 «Б» или 7 «А». А кто не узнал? Тот может прочитать продолжение, где перечислены остальные типы классов.

Класс-«ниша»

Класс такого типа реализует в первую очередь защитную функцию по отношению к подростку. Но как и в предыдущих случаях, эта реализация может протекать по-разному.

Случается, что защитная функция не усиливает, а скорее нейтрализует проявление других социализирующих функций класса. Это происходит, например, и в корпоративных классах, разделяющих сверстников на «наших» и «не наших». Но в данном типе класса возникает иная картина: ему присуща ровная, спокойная обстановка, складывающаяся вследствие низкого уровня требовательности как со стороны одноклассников друг к другу, так и со стороны классного руководителя к ним. Здесь чаще всего отсутствует структура делового общения и самоуправления, а межличностные отношения складываются на основе взаимных симпатий и психологической совместимости. Такая комфортность есть следствие случайных обстоятельств и попустительского стиля классного руководителя, не имеющих ничего общего с социальным воспитанием: подросток получает опыт выстраивания отношений, но не деловых, опыт общения, но поверхностно-фактического, опыт совместных переживаний, но неглубоких и неустойчивых, опыт бесконфликтного поведения, но до тех пор, пока не затронуты его личные интересы.

Заметим, что упомянутый попустительский стиль может проявляться не только как равнодушное самоустранение педагога, но и, напротив, как сверхопека с его стороны: «Никому не дам своих птенцов в обиду и все сделаю за них и вместо них!»

Такой класс можно назвать «болотом»: он является, по сути, псевдонишей (так как истинная «ниша» должна поддерживать и стимулировать подростка к позитивному самоизменению), а классный руководитель не выступает в позиции советника, опоры, помощника, старшего друга, поддерживающего и очеловечивающего микроклимат класса, столь важный для подростков. Такой класс может не отличаться кипучей деятельностью и яркими традициями, делающими его «звездой» на школьном небосклоне: и у ребят, и у их наставника иные приоритеты – искренний интерес друг к другу, взаимопонимание и взаимная забота. Внешне неброский и нешумный, класс-«ниша» бывает очень значим для ребят и любим ими: ведь он является и стимулом, и опорой для каждого из них.

– Если вы начинаете работать с классом-«нишей», разберитесь, что стоит за внешним спокойным фасадом: ни к чему не обязывающее взаимное попустительство или истинная забота друг о друге.

– При наличии настоящего гуманистического микроклимата в классе постарайтесь сохранить демократический стиль взаимодействия вашего предшественника с классом: вам повезло больше, чем в предыдущих случаях.

– Вместе с этим помните, что подростки нуждаются не только в доверительных отношениях и справедливости с вашей стороны, но и в ярких событиях, позволяющих им реализовать себя и самоутвердиться.

– Не считайте проблемы своих воспитанников, выходящие за рамки школьной успеваемости, пустяковыми: чаще всего подросток нуждается в помощи не в учебе, а в решении социально-психологических, естественно-культурных и социокультурных задач своего становления.

– При всей важности выстраивания вашего диалога с конкретным подростком или классом в целом не переоценивайте его значения: в микроклимате подросткового класса гораздо большую боль играют взаимоотношения самих ребят.

– Исходя из предыдущего совета, при желании усилить защитную, коммуникативную и эмотивную функции своего класса подкрепляйте его целенаправленным обучением взаимодействию подростков.

Бюрократический класс

Такой класс является противоположностью классу-«нише»: в основе его жизнедеятельности лежит не безопасный диалог, а формализованная структура деловых отношений, закрепленная в жесткой ролевой иерархии «управление-подчинение». При этом опять возможны как минимум два варианта. Довольно часто формальная структура класса задается «сверху», то есть самим классным руководителем: им распределяются поручения и «чины», задаются правила и традиции. Тем самым педагог будто бы подкрепляет коммуникативную функцию класса, точнее – ее деловую составляющую. Но именно «будто бы», потому что на деле формализованный жесткий подход разрушает коммуникативное пространство класса или провоцирует не терпящих внешнего давления подростков на открытое неприятие навязанной структуры! Поясним это соображение конкретным примером с формальным лидером класса. В современных школах таковым является чаще всего староста, назначаемый классным руководителем из числа наиболее исполнительных и дисциплинированных воспитанников. В лучшем случае происходит не назначение, а выборы старосты – как правило, торопливые и опять же формальные (по принципу «лишь бы не меня»), под бдительным направляющим оком классного руководителя. Нередко избранный таким образом формальный лидер совсем не обладает лидерскими качествами и не пользуется особой популярностью среди одноклассников.

Таким образом, классный руководитель оказывает медвежью услугу и старосте, и классу, и ребятам, не имеющим возможности проявить свои организаторские, лидерские качества, да и самому себе, обреченному разбираться в конфликтных ситуациях и чувствовать копящееся недовольство класса.

Но в некоторых классах нет даже и такой видимости демократии: в них в роли формального лидера выступает сам классный руководитель, олицетворяя собой полное единоначалие. И даже если подростки воспринимают такую ситуацию вполне спокойно, считая наставника референтным взрослым, она не может считаться нормальной с точки зрения социализации школьника, так как он лишен возможности приобретения опыта делового демократического общения со сверстниками. К тому же педагогу с каждым годом все труднее загонять взрослеющих питомцев в «прокрустово ложе» своих планов и идей уже потому, что это не их планы и не их идеи. Поэтому постепенно традиции класса сводятся к формальным классным часам, посвященным проблемам успеваемости и дисциплины.

Существует – хотя гораздо реже – и другой вариант бюрократического класса. Когда-то, во времена пионерии и комсомола, этот вариант в том или ином виде обязательно существовал в каждом школьном классе: комсомольское бюро, совет отряда, сеть индивидуальных поручений и другие формы самоуправления несомненно давали подросткам возможность попробовать и проявить себя в ролях организатора, руководителя, сотрудника и т.п. Но эта возможность реализовалась только в тех классах, где самоуправление было реальным, а не формальным.

Подобная бюрократизация классов, но уже вне политизированных детско-подростковых организаций, наблюдается и в некоторых современных школах. Вместо канувшего в Лету совета отряда появляются всевозможные «правительства», «управы», «мэрии». Соответственные изменения происходят и в названиях бывших председателей советов отрядов и комсоргов. Само по себе все это неплохо: подросткам (особенно младшим) интересны новые игры и новые слова. Все дело в том, чтобы за новыми словами и структурами стояли потребности и дела ребят: расхождение слова и дела, надуманность и нежизнеспособность красивых идей и законов рано или поздно вызовут отчуждение класса и от этих законов, и от их носителей – бюрократической верхушки, работающей на самое себя. Приведенные ниже советы опираются на естественные выводы из сказан- ного:

– Начиная руководство в классе-бюрократе, в первую очередь оцените – пусть и незначительные, с вашей точки зрения, – его достоинства: это имеющийся опыт делового общения, столь важного для современного человека.

– Только на основе такого признания разберитесь, что стоит за существующей формальной структурой – бюрократическая показуха или реальные, значимые для ребят дела.

– Нельзя отказываться вовсе от формализованной структуры класса: на определенном этапе развития коллектива она необходима подросткам не только для формирования опыта делового общения, но и для развития истинного самоуправления – без закрепленных ролей и поручений здесь никак не обойтись.

– Не ломайте созданную до вас формальную структуру класса: даже если ребята сами были недовольны ею, внешнее разрушение может вызывать их протест. Новая структура должна выстраиваться вместе с ними на основе совместного анализа сложившейся в классе ситуации.

– Не гонитесь за яркими «упаковками» классного самоуправления, но и не пренебрегайте игровыми, привлекательными для ребят его формами; важно, чтобы эти формы заполнялись столь же значимым для них содержанием: «корабль» должен не стоять на приколе, а плыть к новым берегам, «капитан» должен не только вносить в «судовой журнал» формальные записи, а вести за собой «экипаж» в преодолении реальных трудностей.

– Старайтесь, чтобы формальные и неформальные лидеры в классе если уж не совпадали полностью, то по крайней мере соотносились и поддерживали друг друга.

– Опасность бюрократизации класса уменьшается, если официальная структура сочетается с формами сменного самоуправления: временными инициативными группами, советами дел, выбираемыми на определенный период «дежурными командирами» и т.п.

Деятельный класс

Главный признак такого класса – это наличие в нем разнообразной деятельности, объединяющей ребят и выполняющей коммуникативную, эмотивную, ценностно-нормативную и другие социализирующие функции. Если классный руководитель, будучи человеком творческим и активным, постоянно организует в классе разнообразные мероприятия, полагая, что «чем больше, тем лучше», но не учитывает при этом интересы и возможности самих подростков, то мы получаем фактически улучшенный вариант «класса-бюрократа»: ребята включены в деятельность, но как объекты; эта деятельность вызывает у них интерес, но кратковременный и неустойчивый («сделайте нам весело»).

Продолжением предыдущего варианта является ситуация, когда организаторами классных дел выступают одни и те же ребята: безотказные, заинтересованные активисты. Одни со временем устают от этих обязанностей, но не могут от них отказаться в силу привычки или деликатности, другие выполняют их с неустанным удовольствием. Но даже и в последнем случае может возникнуть опасность отрыва «актива» от «масс» и их взаимного недовольства: первые обижаются на одноклассников, что «никому ничего не надо» (но продолжают все брать на себя!), вторые устают от постоянного прессинга первых, к тому же – сознательно или подсознательно – не прощают им своих безнадежно укрепившихся вторых ролей, но не пытаются ничего изменить. В обоих описанных вариантах класс, по сути, является псевдодеятельным, ибо субъектами деятельности являются лишь отдельные постоянные ее организаторы. Настоящим деятельным классом будем считать такой, в котором цели, содержание и организация деятельности способствуют развитию субъектной позиции школьников и их демократическому взаимодействию.

В таком классе деятельность является действительно совместной, а каждое дело становится значимым для всех, переживаемым и проживаемым всеми событием. При этом самоуправление проявляется не только и не столько в виде официальной структуры класса, которая вполне может играть свою роль в общей деятельности, сколько в виде постоянного и привычного для ребят включения их в планирование, подготовку, реализацию и анализ деятельности, интересной и значимой для них.

Конечно, если вам достался настоящий деятельный класс (или вы таковым его сделали), остается только порадоваться за вас и ваших воспитанников. Но, возможно, и в этом случае вам пригодятся некоторые советы:

– Стремясь обогатить и разнообразить деятельность подростков в классе, помните о ее систематизированности и целесообразности: бесцельным и стихийным может быть только пустое времяпрепровождение.

– Старайтесь соотносить свои цели и интересы с интересами и возможностями самих ребят; следите, не превращаете ли вы их в выгодный фон собственной самореализации.

– Помните об амбивалентности форм и содержания деятельности: беспорядочная смена форм (пусть даже и самых интересных) не должна заслонять развивающего содержания; в то же время самое достойное содержание деятельности теряет для ребят привлекательность и значимость, если оно облекается в надоевшие консервативные формы: особенно это замечание касается подростков.

– Работая с подростковым классом длительное время, учитывайте принцип усложнения форм и содержания совместной деятельности в классе: чтобы быть развивающей, деятельность должна постоянно развиваться сама.

– При всех неоспоримых достоинствах деятельный класс может недостаточно выполнять эмотивную и защитную функции, поэтому обращайте внимание не только на качество организации самой деятельности, но и на отношения, возникающие в процессе ее подготовки и осуществления.

Воспитывающий класс

Вообще говоря, воспитывает почти каждый класс, все дело в том – как и в какой степени. Поэтому правильнее было бы назвать последний рассматриваемый нами тип «максимально воспитывающим». Это класс с высоким воспитательным потенциалом, в котором созданы оптимальные условия для обеих составляющих социализации: социальной адаптации и обособления школьника; причем не только созданы, но и активно действуют, то есть каждый воспитанник включен в них как субъект.

С одной стороны, данный тип представляется скорее идеальным ориентиром, к которому следует стремиться, но не рассматривать в качестве принципиально достижимой цели. Но с другой стороны – о радость! – примерно каждый пятый из опрошенных современных подростков отнес свой класс именно к этому типу. Даже делая скидку на подростковый максимализм и известный эффект «ожидаемого ответа», отметим, что деструктивных классов, по мнению ребят, почти вдвое меньше (кстати, абсолютное первенство держат «образовательные классы», что вполне отражает реальную действительность). И пусть подростки в какой-то степени выдают желаемое за действительное, уже это их желание считать свой класс «классным» – веский повод для нашего оптимизма и стремления оправдать и поддержать чаяния своих воспитанников. Нарисовать общий портрет воспитывающего класса, перечислив все его признаки, невозможно, хотя неким ориентиром таких признаков как раз и являются приведенные выше социализирующие функции класса. Каждый «классный» класс, названный нами воспитывающим, имеет свои счастливые особенности, не поддающиеся разложению по полочкам.

Тем не менее описания типов классов и некоторые советы, приведенные выше, могут помочь вам приблизить в той или иной степени свой класс к воспитывающему.

А пока в качестве вывода приведем еще один совет-пожелание, полезный любому классному руководителю независимо от типа его класса. Запишем в свой кодекс этот совет под названием «закона садовника», основанного на следующей восточной мудрости: бесполезно бороться с чертополохом на клумбе; вместо этого следует заботливо и терпеливо взращивать розы, и тогда чертополоху не останется места.

Печатается в сокращении

Рейтинг@Mail.ru