Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОГО ТЕАТРА


Печатникова Людмила

С чего начинается воспитание зрителя?

С правильного выбора театра и пьесы

Каникулы. Многие учителя поведут, повезут свои классы в театр. К сожалению, часто эти поездки оборачиваются сплошным расстройством. Дети в зале шумят, жуют, скучают. Педагоги нервничают. Откуда же возьмутся через несколько лет взрослые театралы, если школьные экскурсии так редки и ужасны, родителям вечно некогда, а сами ребята предпочитают компьютерные клубы, дискотеки, стадионы? Кандидат искусствоведческих наук Александра Никитина готова поделиться опытом воспитания творческих зрителей.

Театр для маленьких

Приобщение школьников младших классов к театру лучше не начинать с посещения большого театра, классического спектакля. Они почти не воспринимают того, что происходит на далекой пугающей сцене, их отвлекает множество посторонних раздражителей. Не зная театрального языка, не умея расшифровать знаки классической культуры, дети остаются равнодушными к спектаклю, который, к сожалению, и сам часто довольно фальшив. Известно, что во взрослом театре детские спектакли редко бывают по-настоящему искренними и живыми.

Малышам необходимо маленькое пространство, которое им по силам обжить, освоить. Об этом писал архитектор и драматург Михаил Бартенев. Пусть это будет не большой знаменитый красивый театр, а крошечное помещение, подвальчик, комната. Здесь детей встретят не суровые, вечно недовольные контролеры, а гостеприимные люди, готовые помочь раздеться, рассадить поудобнее, поддержать детские порывы. Здесь будут больше разрешать, чем запрещать. Это могут быть студенческие спектакли, студийные, представления маленьких выездных трупп, которые часто готовы приехать к вам в школу. Спектакль кукольный, театр предметный («на столе») прекрасно развивают фантазию ребенка, потому что превращают обычные бытовые предметы в объекты искусства.

Конечно, всякий спектакль перед тем, как показывать детям, нужно посмотреть самому, в крайнем случае довериться совету хорошей опытной мамы ученика.

Совсем не обязательно вести детей на спектакли по знакомым произведениям. Наоборот, именно интересный спектакль становится порой стимулом к прочтению книги.

Грустно, когда учителя зовут класс на «программное произведение», потому что так надо. Формальное долженствование дети чувствуют очень остро и мгновенно теряют интерес. Есть только одна причина пригласить учеников на спектакль: он вам понравился самому. Тогда в любом случае, даже если представление сложное и запутанное, дети попытаются понять, что же вы нашли ценного в подобной «зауми».

Честно говоря, не так важно, насколько ребята поняли происходившее на сцене. Важнее эмоциональная заразительность спектакля. Театр, как всякое искусство, не рационален, не вербален, он, как музыка, должен быть энергетичным, насыщенным борьбой, загадочным. А обсуждение впоследствии поможет «размотать» клубок впечатлений, расшифровать неожиданные режиссерские находки, художественные образы. Лишь бы это были значимые образы, не случайные.

Театр для подростков

Для учеников средней школы, не слишком еще подготовленных к роли зрителя, в театральной афише трудно найти подходящий спектакль: то для слишком маленьких, то для слишком больших. Прекрасным выходом станет приглашение хорошего чтеца. Рядом с ребятами, без всякой дистанции, глаза в глаза. Дети словно впервые слушают, проживают живой художественный текст. И это становится для них абсолютным потрясением. «Шукшин, оказывается, хороший писатель. Может, взять почитать?»

Старших подростков для первого знакомства, если не было соответствующего опыта в младшей и средней школе, стоит вести на спектакли молодежных театров, студенческих, студийных. Здесь может произойти первичное заражение театральной энергетикой. Сначала ребятам нужно прийти к «своим», почувствовать «родное», познакомиться с тем, что для них органически приемлемо, а затем уже входить в культуру иного масштаба, которую они поначалу воспринимают скорее агрессивно, чем заинтересованно.

Атмосфера зала

Ребенку легче научиться правильно вести себя в театре, если его зрительский опыт формируется в маленьком пространстве. В большом зале подросток легче включается в чужие игры. Он чувствует себя как в кино, на стадионе. Все жуют – и он жует. Все болтают, играют в мобильник, и он тоже. Актеры все равно не заметят, не услышат. Сидя в двух шагах от сцены, неловко хрустеть чипсами. В большом зале хорошо только зрителю, уже выработавшему свои механизмы общения с театром.

Но куда бы вы ни отправились с классом, не стоит делать множество замечаний или обговаривать заранее список запретов. Иногда достаточно одного вопроса: «Как думаешь, актерам видно, что ты сейчас делаешь?» Обсуждая впоследствии спектакль, можно спросить, как ребенок чувствовал себя в зале, когда ему было уютно, а когда нет. Предложите ребенку представить себя на месте актеров. Когда они чувствовали связь с залом, когда теряли контакт? От чего это зависело?

Школа, как правило, активно нагружает память и интеллект учеников. А телесная и эмоциональная сфера оказываются катастрофически недогруженными. Приобщая ребенка к театру, мы развиваем в нем способность к эмоциональному восприятию, спонтанному фантазированию, образному мышлению, телесному воплощению – без этого гармоничная личность расти не может.

Рейтинг@Mail.ru