Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ШЕСТОЙ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН


Кожурина Людмила

Праздник профессионалов

Современное видение педагогики, объединение единомышленников и обмен опытом

Позади первая «марафонская» неделя. В этом году она стала своего рода прологом к непосредственно предметным Дням. Встретились завучи и директора школ, преподаватели физкультуры и ОБЖ, психологи, учителя начальной школы и педагоги дошкольного образования – люди, в чьих руках создание эффективной образовательной среды, физическое и психическое здоровье школьников, первые учебные опыты и образовательные успехи маленьких детей. Ответственность огромная. Требуются новый опыт, свежие решения, понимание перспектив, ощущение тенденций.

ПЕРВЫЕ ВОСЕМЬ ДНЕЙ

11 марта

День школьной администрации, безопасности школы и здоровьесберегающих технологий

12,13 марта

Дни дошкольного образования

14, 15 марта

Дни учителя начальной школы

16 марта

День учителя физической культуры

19,20 марта

Дни школьного психолога

В залах Московского городского Дома учителя можно было найти ответы на самые разные вопросы. Но, пожалуй, важнейшим в эти дни был вопрос:

Как организовать...

…управление

Структура управления образованием должна стать проще и понятнее, директор школы наделяется максимальной свободой и ответственностью – об этом говорила в своей лекции Любовь Петровна Кезина, руководитель Департамента образования г. Москвы. Речь шла и о необходимости изменения организации распорядка дня в образовательных учреждениях полного дня: учеба и досуговая деятельность должны чередоваться, а не разноситься в разные половины дня.

Профессор кафедры управления развитием образовательных систем МИОО Любовь Плахова, хорошо известная своими книгами «Управленческие компетенции руководителя ОУ» и «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы», показала интереснейшую презентацию по теме. Каждый последующий слайд развивал предыдущий рисунок – сначала на плоскости, а потом и в объеме, благодаря чему становилось абсолютно понятно, что, как, из чего и почему происходит в управлении; к чему приводит пропуск или недооценка одного звена или гипертрофированное раздувание ценности другого. «Знание в действии» – это и суть концепции книг Любови Плаховой, и закон для любого руководителя, ибо только в действии проявляются возможности человека, и только действие позволяет сотруднику обогащаться новыми компетенциями.

…профильное обучение

Грамотно наладить преподавание непрофильных предметов в профильной школе непросто. Наталья Галеева, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ, говорила об опасности механических решений организации профильной подготовки в школе. Она предложила вообразить «корзину выпускника», куда кладется все новое и новое, одно поверх другого. «Новое о старом» тоже кладется поверх прочего, и содержимое все более уминается и уминается. Поэтому, прежде чем действовать, следует решить общие вопросы. Например, проанализировать, какие характеристики определяют успешность учителя, реализующего базовую подготовку в профильной школе. Мелочь, казалось бы. Но участники семинара, попробовав это сделать, убедились, сколь непроста и необходима такая работа.

Елена Гурова и Оксана Голерова презентовали учебное пособие «Профориентационная работа с подростками и родителями», выпущенное издательством «Просвещение». Авторы говорили о продуктивности методики перекрестных опросов: наглядно видно, в чем не совпадают интересы разных участников образования, а значит, можно думать о том, как их скоординировать.

…здоровьесбережение

Профессор кафедры охраны здоровья АПКиППРО Никита Смирнов в лекции «Теория и практика здоровьесберегающей педагогики» говорил: «Известно, что лучше начинать уроки в 10 часов или в 10.30: это помогло бы снять огромный стресс, который вызывает у инертных детей со слабой нервной системой ежедневное раннее вставание. Известно также, что левополушарная педагогика стрессогенна. Однако в последнее время эксплуатация памяти и логического мышления только усиливается».

Интересно подали тему педагоги из Центра образования «Школа здоровья № 1804». Гармоничное самоощущение, главный показатель здорового образа учебы, – достижимо. Дает его ребенку не что иное, как… пение! Регулярные занятия вокалом для всех учеников школы увеличивают жизненную емкость легких, повышают эмоциональный фон, способствуют учебной активности. Были представлены методики и результаты. Замеры ведутся спирометрами – приборами, определяющими объем легких. Прогресс отражен в таблицах.

На здоровье школьников может повлиять и психолог. Вадим Родионов, заместитель директора по научной работе АНО «Школа “Премьер”», считает, что причины многих болезней современных детей – социальные. Дети легко могут перепутать сильного человека с человеком, который позиционирует себя как сильного, таковым не являясь. Задача психолога – показать ребенку, что он имеет дело с подменой ценностей. И тут психологу поможет ролевая игра.

…предшкольную подготовку

«Играть, еще раз играть!» – этот призыв звучал на всех площадках Дней педагогов дошкольного образования. «Обучающие ситуации для детей предшкольного возраста – игровые», – говорила доктор педагогических наук Елена Кравцова. Только воображение помогает ребенку постигать реальность. Только приподнимаясь над ней, ребенок может ее осваивать. Учится, например, он лучше всего тогда, когда сам учит. Но есть ли у наших детей такая возможность, предлагаем ли мы ситуации, когда он вступает в деятельность в другой, отличной от собственной позиции? Увы, наши дети не умеют играть, сюжетно-ролевая игра почти ушла из их жизни.

На занятиях у Елены Смирновой и Виктории Холмогоровой педагоги играли сами. «Наши тени – они делают то же, что и мы, только молча. Давайте поиграем в тени» – этот запрет на речь сосредоточивает внимание на действиях, своих и чужих. Целое дело – научить малыша замечать других, обращать внимание на сверстника или уподобляться ему. Можно образовывать круги по цвету глаз, строиться в ряд по цвету волос – от самого темного до самого светлого. И это не так уж просто для ребенка – играть в зеркало, повторяя движения стоящего напротив. Можно образовать пары кошечек, курочек, собачек, потом одному в паре завязать глаза и предложить искать другого по характерным звукоподражаниям, которые тот посылает своему «братику» или «сестренке». Кульминацией этого занятия для всех стала сценка «за стеклом» в исполнении воодушевленных педагогов: «Вася», находясь на улице, знаками объяснял «Пете», стоящему с продуктовой тележкой в магазине, что тот должен купить. Надо сказать, эмпатия у педагогов-дошкольников превосходная.

На лекции Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, можно было услышать: «Сегодня в среднем по России в детских садах 40% малышей, а в некоторых регионах – не больше 20%. В первый класс приходят слишком разные дети по возрасту и подготовке». Нелишним было напоминание: 5–6-летка способен работать не больше двадцати минут; занятия должны проходить только в игровой форме. В день не более двух занятий. В неделю – не более трех дней. В группе не меньше семи детей, не больше двенадцати.

…детское исследование

Мастер-класс профессора кафедры психологии развития МПГУ Александра Савенкова был посвящен исследовательской деятельности младших школьников. Если не давить на ребенка, заставляя изучать то, что ему неинтересно (как правило, это и происходит в рамках жесткой школьной программы), а дать юному исследователю простор для научной работы, результат будет невероятным. Дело в том, что если у взрослого человека интеллект обусловлен наследственностью на 70%, то у ребенка – всего на 20%. «Человек рождается исследователем. С первых дней жизни он проводит собственные эксперименты, наблюдает, делает выводы. Аппетит к познанию у него огромный. Использовать этот ресурс в образовании – наша обязанность», – утверждал докладчик. Исследовательское поведение можно и нужно поощрять с ранних лет, используя адекватные возрасту методики.

…среду, продуцирующую чтение

Выступление Елены Бережковской, заведующей лабораторией психопедагогики Института психологии им. Л.С.Выготского, началось с вопроса: «Учим ли мы читать для того, чтобы ребенок мог получать из книг информацию, необходимую для учения, или все-таки хотим, чтобы чтение стало фактором психического развития человека – школой эмоций, развития чувств? По данным исследователей, именно в юношеском возрасте у человека бывает полноценная эстетическая реакция на художественный текст. А если чтения как такового нет?»

Бывает, отторжение от книги вырабатывается в период целенаправленного обучения чтению. Поэтому главная задача воспитателей детей 3 – 4 лет – создание ненасильственного контекста для чтения и писания. Для этого хороша среда разновозрастного общения. Создание ситуаций, когда, например, старшие будут записывать за младшими какие-то слова. Допустим, подписать рисунок именем ребенка. Тогда младший сам будет стремиться изобразить буквы, хотя бы как рисунок. Или затеять подписывание всех предметов, находящихся в комнате: аквариум, шкафчик, цветок. Через некоторое время, предположим, «налетел ветер» и все таблички перемешал. Смогут ли младшие сами вернуть на место надписи?

Однако создание неотчужденных ситуаций, в которых письмо и чтение востребованы, – дело непростое.

Из лекции доктора педагогических наук Натальи Виноградовой: «На протяжении многих лет основной частью урока было чтение детьми вслух, а критерием сформированности навыка – количество знаков в минуту. Так вот, ни того ни другого делать нельзя, если мы хотим, чтобы дети понимали прочитанный текст». С методикой литературного чтения тоже не все благополучно. Довольно часто учитель, обсуждая с детьми стихотворение, сказку или картину, задает вопросы, разрушающие восприятие: «Какое время года нарисовано на картине?» Но это же очевидно! Или: «О ком написано стихотворение “Зайчик” Блока?» Тоже странный вопрос. Не лучше ли спросить ребенка о том, что он подумал или почувствовал?

…учебный процесс в начальной школе

Наталья Виноградова много внимания уделила процессу выработки навыка у детей младшего школьного возраста. Они учатся не глазами, не ушами, а руками. Именно поэтому непродуктивно зачеркивать в детской тетради ошибки, ребенок должен сделать это сам. А еще лучше применять способ, использующийся во Вьетнаме. Там дети сначала работают на грифельных досках. Учитель объясняет им правило, потом диктует слова на это правило. Дети пишут и поднимают свои дощечки, показывая написанное друг другу и учителю, высказывают свое мнение о том, кто написал правильно, а кто нет. Те, кто ошибся, стирают неправильную букву (сами!) и вписывают правильную. И только когда все дети освоят верное написание, учитель предлагает поработать в тетради. Когда навык «вошел в руку».

Именно поэтому так важны для малышей уроки труда, развивающие ловкость, моторику. Этот предмет потерял один час из-за того, что его не любят учителя: если нужно снять класс с урока, это происходит за счет труда. Очень жаль, ибо эта дисциплина дает широкие возможности для интеграции: проектирование, моделирование. Ее можно использовать как подспорье для всех остальных предметов.

Как по заказу – мастер-класс Татьяны Сапожниковой «Уроки ИЗО в начальной школе»: опытные преподаватели показывали учителям, как можно интегрировать моделирование с изобразительным искусством. Все просто, доступно, не требует больших материальных и временных затрат. Из обычной бумаги вырезаются элементы костюма или посуды (например, чайник легко собирается из центральной части, ручки, носика и крышки). А потом плоский бумажный «сервиз» можно расписывать в свое удовольствие. Но по правилам. Орнамент, его цвет, ритм, размер придумывает сам ребенок, а учитель напоминает ему, например, что детали орнамента должны повторяться на всех предметах в одном порядке; что слишком сложное изображение не стоит выбирать, так как придется повторять его много раз. Большой простор для интеграции: счет, симметрия, понятия право-лево, верх-низ, знакомство с прикладным искусством, самостоятельный поиск закономерностей жанра. Но самое главное – должно быть интересно.

…Гости марафона рисовали северный пейзаж, делали объемные макеты городов, принадлежащих разным культурам, – всюду выполнялось правило: ты свободен в выборе содержания, но соблюдаешь законы жанра. Правило, которое позволяет учителю стимулировать свободные проявления творчества и прививать ученику культурные образцы.

…спортивные игры

Тема, казалось бы, обычная, но ее обсуждение вели люди весьма представительные. В Дне физической культуры участвовали первый вице-президент Федерации аэробики России Лариса Сиднева, декан факультета физической культуры Уфимского педагогического университета Виктор Щемелинин, самый знаменитый баскетбольный тренер Евгений Гомельский. «Мы много работаем со школами и видим заинтересованность учителей и ребят фитнесом и аэробикой, – говорила Лариса Сиднева. – Не всегда учитель может вести занятия этими видами спорта на должном уровне. Мы предлагаем свою помощь. Например, можем обучить кого-то из ребят вашей школы определенным программам по аэробике, а потом они принесут полученный у нас опыт в свою школу. Кроме того, мы готовы присылать в школы на практику талантливых студентов, которые смогут привлечь учеников ваших школ к этому динамичному виду спорта».

Виктор Лепешкин, один из самых разносторонних учителей физкультуры, рассказывал об обучении тактике игры в волейбол: это самая первая наука – научиться подавать мяч, почувствовать вкус от игры в парах, тройках. И лишь потом – серьезное изучение техники волейбола. Потому что ценности физической культуры – не только здоровье, радость движения, но и общение, обучение толерантности. Это не только соревнования, но и проектная деятельность, реализация личностного потенциала педагога и ученика.

Юрий Перегудов, директор оздоровительно-образовательного центра из Тульской области, вел круглый стол «Организация и проведение президентских состязаний». Он говорил: «В этих соревнованиях участвуют не отдельные спортивные звездочки, а целые классы, причем, чтобы победить, каждый участник должен быть и сильным, и ловким, и быстрым, и выносливым».

А Евгений Гомельский рассказывал, конечно же, о стритболе и баскетболе в школе, об изменениях в правилах, об организации всероссийских соревнований. Он предложил поддержку учителям, занимающимся популяризацией баскетбола в своих образовательных учреждениях: «Мы открываем стипендии для таких учителей. Именно учителя могут возродить российский спорт».

…работу с нестандартными детьми

Их становится все больше – детей, выделяющихся из общей массы. Заведующая лабораторией психологии одаренности Психологического института РАО Елена Щебланова говорила об одаренных детях, которым бывает труднее, чем обычным, вписаться в школьную жизнь.Имея высокий интеллектуальный и творческий потенциал, многие из них учатся гораздо хуже, чем могли бы. Но как им помочь, ребенку и учителю?

Одаренным детям учиться мешает всё: и положительные стороны их таланта, и неизбежные отрицательные черты, на которые обречены все неординарные люди. Например, их гибкость мышления, то есть умение быстро переходить из одной темы в другую, находить неожиданные параллели в школе, где учебный процесс движется строго от одной темы к другой, мешает и учителю, и остальным детям. То же самое можно сказать и о повышенной любознательности.

А зубрежка? Если она вызывает протест у обычного ребенка, то одаренного она может довести до невроза. И более того: многие талантливые школьники просто не способны запоминать то, что им неинтересно, в то время как учителя и родители ждут от них высоких результатов во всем.

Еще одна проблема одаренных – неравномерность развития. При высоком интеллектуальном уровне у них «западают» социальная и эмоциональная сферы. Такой ребенок – изгой, он доставляет немало неприятностей учителям и одноклассникам: достаточно умен, чтобы увидеть их недостатки и слабые стороны, но при этом не умеет быть снисходительным к людям. И вот парадокс: существует множество коррекционных методик для детей, отстающих в интеллектуальном развитии, а для одаренных, у которых тоже проблемы с учебой, практически ни одной.

А Наталья Сакович, ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования из Минска, рассказывала о своем опыте взаимодействия с агрессивными детьми: «Необходимо понять, что агрессивность – это не патология, а нормальная реакция загнанного в тупик подростка на ситуации, которые он не может решить иначе. Ни в коем случае нельзя корежить психику ребенка, насильно загоняя его в удобные для нас поведенческие рамки. В лучшем случае это закончится потерей контакта с ним, в худшем – суицидом».

У подростковой агрессивности две основные причины: защита и страх. Таким детям надо прежде всего дать возможность высказать все то, что их мучает, ведь многие не могут осознать свое состояние без посторонней помощи. Идеальный метод – арт-терапия. Она позволяет детям выразить себя, а психологу дает богатейший материал для анализа. Дети рисуют свои страхи, фотографируют свое одиночество, лепят свою боль...

...а также ансамбль флейтистов, кукольный театр и занятия со степ-доской

Инна Ярославцева, лауреат Всероссийского конкурса кукольных театров, давала слушателям основы кукловождения для малышей. Куклы были совсем крохотные, напальчные, но магия кукольного театра захватывала, как всегда, неотвратимо и неизбежно. Для справки: в следующем учебном году в Педагогическом университете «Первое сентября» открывается авторский очно-заочный курс кукловодства.

На занятии Инны Кузиной, инструктора по физической культуре из Липецка, можно было увидеть, как многому учатся малыши, стоит им только встать на степ-доску. Все направления пространства дошкольник изучает легко и непринужденно. Кто-то заметил и большее: «Похоже, степ-доска – прообраз парты. Это не только модель парты, это вообще “мой домик” – то, к чему стремится всякий ребенок».

Татьяна Рокитянская, педагог-экспериментатор, лауреат Московского конкурса «Учитель года – 1998», учила желающих играть на флейте. Музыка без нот, работа с образами, которые легко превратить в звук, – вот и вся методика. Зал превращался то в просыпающийся лес, полный певчих птиц, а то в курятник, гомонящий на своем языке.

…и конечно, эти марафонские дни!

«Сюда надо было идти всем педколлективом – так много практики нам показали!» – это можно было слышать каждый день. Слушатели записывали лекции на диктофоны, скачивали на флэшки материалы, которыми делились докладчики. В этом году информационный голод учли и организаторы марафона: появилась возможность оформить заказ на диск с видеозаписью лекции, которая понравилась или которую не удалось посетить.

Стихийный обмен мнениями шел непрерывно: «Интересно не только послушать, но и пообщаться с корифеями, рассказать о своей работе и услышать оценку»… «А мы специально приехали, чтобы воочию увидеть наших преподавателей с курсов повышения квалификации Университета “Первое сентября”».

В один из начальных дней марафона мы встретились с Софьей Густавовной Якобсон, патриархом психологии дошкольного детства. Она сказала несколько слов – специально для тех читателей нашей газеты, которые не смогли в этот раз оказаться в Московском Доме учителя. Вот эти слова: «Критически относитесь к тому, что вам говорят, что пишут в книгах. Как бы известен или остепенен ни был человек, пользуйтесь в первую очередь здравым смыслом, надейтесь на собственный интеллект. Сами думайте и никогда не чувствуйте себя запуганными!»

…Что и говорить, марафонский пролог в этом году получился весомым. А впереди – захватывающие сюжеты Дней основных учебных предметов…



Марафон продолжается до 13 апреля. Расписание и репортажи о каждом Дне читайте на сайте news.1september.ru

Рейтинг@Mail.ru