Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Светлана Максимова

Чего я жду от консультации?

Попробуем превратить общение с психологом в ресурс собственного развития

Отчего не ладится взаимодействие школьного психолога и педагога?

Одна из причин – взаимное недопонимание, недостаточное осознание того, что происходит в процессе взаимодействия.

Случается, например, что учитель, чувствуя усталость и бессилие в решении какой-либо проблемы, обращается к психологу за эмоциональной поддержкой. А психолог дает такие рекомендации (возможно, очень точные), применение которых требует от педагога дополнительных профессиональных усилий.

В подобных случаях учитель может сказать себе: «Лучше бы я этого не знал», потому что теперь появляется еще и чувство вины оттого, что знает, но не использует. Складывается мнение: «Психологи не помогают, а только усложняют и без того тяжелую работу учителя».

Нередко бывает и так, что учитель просит конкретных советов, но не пользуется ими. Скажем, психолог советует больше хвалить ученика, подчеркивать его сильные стороны. Но оказывается, чтобы выполнить эту простую, казалось бы, рекомендацию, нужно провести определенную работу над собой. Как правило, педагог хвалит или ругает учеников в таких пропорциях, каких хвалили или ругали его самого в детстве. Или у него существует твердое убеждение о том, сколько, за что, кого надо поощрять или наказывать. Установки изменить бывает довольно трудно.

Иногда педагог обращается к психологу, чтобы подтвердить уже существующие у него убеждения, например, что «во всем виноваты родители», «я была права» или «какие нынче пошли дети…». В этом случае заставить усомниться в них – значит потерять доверие.

Кроме того, эффективному взаимодействию, доверительному, откровенному общению могут препятствовать различные страхи. Преодоление их требует мужества. Однако, если не побояться признаться в этих страхах хотя бы самому себе, справиться с ними легче. Ведь страхи присущи любому нормальному человеку.

Обычно истинные причины неудачного взаимодействия остаются скрытыми от его участников. Поэтому очень важно обратить внимание на чувства, которые возникают до, в процессе и после консультации с психологом. Неосознанные чувства слепо управляют нами, а осознанные – наши помощники в процессе самостоятельного принятия решения. Поэтому предлагаю учителю, прежде чем направиться к психологу, ответить себе на следующие вопросы.

1. Чего я ожидаю от встречи с психологом:

  • эмоциональной поддержки (я хороший, я все делаю правильно),
  • подтверждения своих установок (например, «все равно ничего нельзя изменить», «от психологов – никакой пользы»),
  • конкретных советов, решений,
  • интересной беседы, общения,
  • информации об особенностях конкретных учеников и общих закономерностях развития,
  • информации о собственных педагогических и личностных особенностях,
  • помощи в понимании причин конфликтов, нахождении средств их преодоления,
  • консультации по личным проблемам,
  • формальной процедуры (одобрения коллег, руководства, мол, сделал все, что мог),
  • другое.

2. Чего я боюсь:

  • показаться некомпетентным педагогом,
  • показать свои слабые стороны как личности,
  • что вскроется личная информация, например, о взаимоотношениях в собственной семье,
  • разглашения личной информации (узнают другие педагоги, руководство),
  • ответственности (если я узнаю какую-то информацию о ребенке, с ней надо что-то делать),
  • узнать о себе что-то, чего знать не хочется,
  • другое.

3. Если мои ожидания не оправдаются, что я буду чувствовать:

  • разочарование или гнев (от психологов никакого проку),
  • депрессию (психолог такой умный, все видит, все объясняет, а у меня ничего не получается),
  • обиду (психолог не дал мне то, чего я ожидал),
  • безысходность (все очень сложно, ничего нельзя изменить),
  • отвержение (больше не приду к нему),
  • страх, тревожность (я – плохой),
  • другое.

После консультации еще раз ответьте на вопросы, оцените (можно в баллах), насколько оправдались ваши ожидания (пункт 1), какие актуализировались страхи (2), что вы сейчас чувствуете (3). Если результаты оказались неудовлетворительными, есть несколько путей. Первый – принять решение не обращаться больше к психологу. Второй – продумать варианты более формального взаимодействия (для галочки). Третий (только для смелых) – обсудить эти результаты с тем же психологом. Для него это будет бесценный урок, а для вас – возможность крупного скачка в профессиональном и личностном плане. В конечном счете выиграют дети.

Рейтинг@Mail.ru