Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Третья тетрадь
детный мир

ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ
 


Подготовила Людмила КОЖУРИНА

Тревожный ребенок

О причинах и следствиях повышенной ранимости
рассказывает доктор психологических наук Анна Прихожан

Детство для девочек?

Ситуация в нашем отечестве такова: мальчики-школьники более тревожны, чем девочки. Причины – преобладание женского воспитания и отсутствие адекватных мужских образцов для идентификации. Образцы задает мать, а мальчик чувствует их несоответствие себе, понимает, что они с матерью неодинаковые. В связи с этим сын нередко берет на себя роль мужчины, начинает опекать мать. Это неблагоприятный момент, потому что при этом сам он не чувствует себя защищенным, а это базовая потребность всех маленьких – в безопасности.

Мальчик очень нуждается в защите. Он и физически медленнее созревает, и порог болевой чувствительности у него выше, и способы снятия негативных эмоций у него менее выигрышные, чем у девочек. Тревожные девочки, например, успешно реализуют агрессию вербально: распространяют порочащие другого слухи, постоянно выясняют отношения с подругой, у них выраженное стремление доказать чужую вину. Они прибегают и к «сомнительной похвале», когда кого-то как бы искренне хвалят, говорят приятное, но такая похвала предстает формой унижения. Это нехорошо, но не так заметно, как реализация тревожности мальчиков – через физическую активность. Они бегут, ломают, бьют, толкают, отнимают. Поэтому тревожным мальчикам сопутствует больший неуспех: в требования аккуратности, тщательности, неспешности им трудно вписаться, поэтому они чаще получают замечания, отчего негативный эмоциональный опыт у них больше, чем у девочек. И все потому, что школьный мир и мир детский созданы женщинами и для женщин.

Надежность и защищенность

Где истоки тревожности? Установлена связь тревожности с такими нарушениями в отношениях взрослых к ребенку, как гиперопека, повышенные ожидания и требования, которым ребенок не может соответствовать, а также полное попустительство, пренебрежение. Родители тревожных мальчиков испытывают страхи и опасения чаще, переживают и выражают их более интенсивно, чем родители эмоционально благополучных. Кроме того, такие родители сами характеризуют свое состояние как раздраженное. Это очень важно: при общении с раздраженным взрослым ребенок испытывает острый дискомфорт, в основе которого — чувство вины. Причину этой вины ребенок чаще всего понять не может. Подобное переживание ведет к глубинной, «безобъектной» тревожности.

Матери тревожных мальчиков очень активные, сильные, стремящиеся полностью контролировать жизнь ребенка и всей семьи. Или, наоборот, беспомощно-пассивные. Их воспитание направлено на ограничение социального опыта ребенка, и он ориентируется преимущественно на семью. Но в семье ребенок чувствует себя менее уверенно, чем его эмоционально благополучные сверстники: непредсказуемость поведения родителей, ощущение нестабильности, авторитарность близких. Он переживает зависимость, вину, отсутствие чувства защищенности.

Обеспечить, научить, подготовить

Исследования показывают: когда в стране или в семье возникает неблагополучие, первыми реагируют на него мальчики. Девочки более устойчивы, они находят больше способов выхода из ситуации. Мы изучали страхи в группе современных подростков. Главные страхи девочек – школьные. Мальчиков – и школьные, и боязнь насмешек, и неприятие сверстников, и страх социализации, и неопределенность будущего. Плюс витальные страхи: физическое насилие, боязнь смерти и болезни родителей, собственной смерти. У них чаще «руки опускаются». Второклассник говорит убежденно: «Я никогда не смогу понравиться учительнице». Девочка до таких мыслей никогда себя не доведет.

Между тем традиционно считается, что по отношению к мальчикам нужно проявлять суровость. «Не будь неженкой! Закаляйся! Ты же мужчина!» – в этих призывах в принципе нет ничего плохого. Кроме тех случаев, когда ребенок абсолютно незащищен и лишен крепкой поддержки. Когда его гонят к идеалу, не считаясь с его природой и возможностями, не заботятся о позитивных эмоциях и не дают примеров. То же самое касается ситуаций, когда мы задаем мальчику конкурирующую парадигму: «Почему он может, а ты нет? Ты должен быть лучшим! Добейся успеха!» Он добьется успехов, если мы поможем ему: разберемся, посоветуем, подскажем – обеспечим те условия, которые необходимы нашему мальчику для достижения успеха. Но обычно родители безучастно требуют: «Занимайся! Ты просто лентяй! Захочешь – сможешь». А он не может. Ему нужна помощь. Готовность родителей прийти на помощь – это и есть та защита, о которой я говорю как о необходимейшем условии воспитания мальчика.

Маски тревожности

В простой для человека деятельности тревожность может способствовать успеху, но в сложной – препятствует. Тревожные школьники не удовлетворены собой, своей успеваемостью вне зависимости от оценок. Они говорят о «случайности» хорошей оценки, негативно настроены на любые реакции: «Папа скажет: чего от тебя еще можно ждать», «Они увидят, что я ни на что не гожусь», «Будут утешать: не расстраивайся». Формы защиты от тревоги разные: лживость и лень, ложная гиперактивность, уход в болезнь. Тревожно-зависимые дети чрезмерно послушны или, напротив, проявляют фрондирующее неповиновение. Взрослые должны «прочитывать» за этим чувство беспомощности, невозможности справиться с ситуацией, незащищенность, потребность в помощи, поддержке со стороны других людей. Особенно в возрасте 6–7, 13–14 лет, а также в выпускном классе. Кстати, тревожные дети могут занимать самое разное положение среди сверстников: от очень хорошего – «социометрической звезды» до крайне неблагоприятного, «отверженного». Нас не должен успокаивать и такой показатель, как учебная успешность ребенка: уровень достижений тревожных детей может быть очень высоким – при том что эмоциональный опыт накапливается крайне неблагоприятный.

Закрытые формы тревоги

Самую сильную школьную тревожность формирует ориентация на безошибочность. Тревожный отличник – страшное дело. Когда четверка – семейная трагедия, а тройка едва не сводит бабушку в могилу, о каком эмоциональном благополучии ребенка можно говорить? Он постоянно страдает.

Но не меньше страдает закоренелый двоечник и хулиган. Давно махнув рукой на требование безошибочности, соответствовать которому не хватает сил, он присвоил себе ощущение плохого ученика и с ним живет. У меня есть консультативные данные об одном таком двоечнике, которого как-то случайно похвалила практикантка, она вела урок вместо основной учительницы. Реакция была невообразимая: он захихикал, зарыдал, снова захихикал…

В том-то и опасность, что тревожный двоечник, как и тревожный отличник, со временем становится нечувствительным к реальности: к опасностям, неблагополучию. Такой ребенок может говорить, что у него много друзей, он многое может, и верить в это, хотя на самом деле все наоборот. Тревожность препятствует осознанию реальных угроз в окружающем мире и собственных переживаний.

Почему регламент губителен

Замечено: в оценке своих успехов и неудач тревожные дети ориентируются на внешние критерии: отметку, оценку окружающих. Если подобные критерии отсутствуют, дети испытывают большие затруднения. Ориентация на заданные внешне критерии порождает высокую степень зависимости тревожных людей от окружающих или от неких «высших сил» – рока, судьбы. Но поскольку и то и другое находится в значительной мере вне контроля человека, подобная зависимость сопровождается постоянным переживанием неуверенности, неопределенности, двойственности, порождая переживание неуспешности и тревогу. Желательно научить ребенка оценивать свои действия, определять оптимальную для себя зону трудности задания, прикидывать вероятность желательного исхода события – тогда дети будут успешны в ситуациях, в которых отсутствуют заданные внешние критерии. Но и в детском саду, и в школе, и даже дома основное внимание уделяется ситуациям с внешне заданными критериями. Подобная привязанность к внешним критериям и практическое отсутствие внутренних, затрудненность в выборе и оценке собственных действий создают условия для переживания неуспеха даже в тех случаях, где реальных оснований для этого нет.

Не фиксироваться на плохом

Для тревожных детей, в отличие от эмоционально благополучных, характерно неумение учитывать условия. Они часто ждут успеха в тех случаях, когда он маловероятен, и одновременно не уверены в нем даже тогда, когда вероятность достаточно высока. Они ориентируются не на реальные условия, а на какие-то внутренние предчувствия, ожидания, надежды и опасения. Нетрудно понять, что накоплению неблагоприятного эмоционального опыта в дошкольном и младшем школьном возрасте служат запоминание неблагоприятных, неуспешных событий, а в подростковом и раннем юношеском – постоянные сомнения в том, действительно ли успех является подлинным. Этот заколдованный психологический круг втягивает в себя все новый и новый отрицательный эмоциональный опыт. Создается силовое поле, которое приписывает отрицательную модальность всему, что окружает человека в настоящем, более того – экстраполирует его в будущее.

Ступеньки тревожности

Во всех возрастах возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, приобретающих ненасыщаемый характер. Однако о тревожности как о свойстве личности можно говорить только начиная с предподросткового возраста. В дошкольном же и младшем школьном возрасте, когда потребность в защищенности ведущая, а ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание психологических микротравм и порождают состояние напряженности, можно говорить лишь о переживании тревожности. Это пока не личностное образование, а опыт неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.

В предподростковом возрасте тревожность все более опосредуется особенностями Я-концепции, отношением ребенка к себе. Базовая потребность в этом возрасте – устойчивая Я-концепция. Она имеет две стороны: одна из них связана с достижением определенного уровня целей, что обеспечивает удовлетворяющий уровень отношения к себе, а другая – с сохранением привычного отношения к себе, вне зависимости от его характеристик. И оказывается, что для тревожных детей значима вторая. Она обеспечивает стабильную и предсказуемую картину мира и своего места в нем. Вот тогда-то тревожность и становится серьезным психологическим барьером на пути достижения успеха и его восприятия. Переживается невыносимое противоречие между стремлением к удовлетворяющему отношению к себе, к успеху, достижению цели – и боязнью изменить привычное отношение к себе. Теперь уже и воспринять успех трудно, и даже реальные достижения только лишь увеличивают отрицательный эмоциональный опыт. И тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу. Жизнь переживается как травма.

…Что делать? Все, чтобы ребенок мог сказать: «Моя мама всегда за меня».

Рейтинг@Mail.ru