Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛА С МУЖСКИМ ХАРАКТЕРОМ
 

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Мальчики лучше учатся, если...

При использовании тех или иных методических приемов учителю необходимо учитывать гендерные особенности детей.

Как отмечает кандидат психологических наук Шамиль Шеймарданов, мозг мальчиков более избирателен в восприятии новой информации, и избирательность эта связана с тем, что представляет для них наибольший интерес. Мальчишки более ориентированы на действие (девочки – на общение).

Известно, что у девочек внимание и осмысление усиливаются, когда информация становится эмоционально окрашенной. Мальчикам же необходимы постоянные переходы от эмоциональной фазы к информативной. При этом эмоциональность подачи материала для них должна быть умеренной.

Мальчики лучше решают новые задачи, хуже – стереотипные; при повторении материала активность ответов снижается.

В младшей школе было проведено исследование, в котором сравнивались две параллели с традиционным и инновационным типами обучения. Оказалось, инновационный режим обучения более благоприятен для мальчишек. Все ученики инновационного класса демонстрировали хорошие показатели успеваемости и развития, но психофизиологическое состояние мальчиков при этом оставалось стабильным, а у девочек наблюдалась повышенная утомляемость.

Мальчики большинство пространственных задач решают «во внутреннем плане», тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.

Принято считать, что для мальчиков характерна высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. Однако эксперименты последних лет показали, что в ситуации ограниченного времени мальчики значительно хуже справляются с заданиями средней сложности. В качестве примера американские исследователи приводят задание, в котором требуется прочитать за три минуты как можно больше высказываний и ответить, правильны ли они. Девочки-подростки давали в среднем 50% правильных ответов, а мальчики их возраста – только 20%.

Исследования выявили гендерные различия в оценках одаренными школьниками значимости полученного в школе опыта. Юноши и девушки по-разному оценивают значение творческого мышления, а также коммуникативных умений, лидерских качеств и навыков публичного представления (выступления). Большинство девушек считают лидерские качества, коммуникативные умения и умение выступать перед аудиторией более ценным приобретением, чем творческий подход к действительности и творческое мышление. Молодые люди, напротив, большее значение придают нестандартному подходу к решению проблем и творческому мышлению.

Опираясь на данные исследований, ученые выработали принципы работы учителя в классах раздельного обучения. Для класса мальчиков эти принципы могут быть сформулированы следующим образом: высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; минимум повторений пройденного материала; работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений; использование групповых форм работы с элементами соревновательности с обязательной сменой лидера; подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом; необходимость конструктивной оценки выполненной работы.

Рейтинг@Mail.ru