Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛА С МУЖСКИМ ХАРАКТЕРОМ
 

Галина СТРЮКОВА,
кандидат педагогических наук
Ульяновск

Кадетский класс – что это такое?

Из опыта работы школы № 17 г. Димитровграда,
в прошлом году получившей статус научно-методического центра

Появление кадетских классов в последнее десятилетие стало довольно заметным явлением в нашем образовании. Что побуждает школьных педагогов вводить такую инновацию? Какие проблемы в обучении и воспитании помогает решить эта форма образования?

В режиме полного дня

Сначала очень коротко о внешних атрибутах. Кадеты ходят в школу в форме. Их день начинается с утренней поверки и не заканчивается со звонком с последнего урока: мальчики находятся в помещении школы в режиме полного дня. Вторая половина заполнена помимо выполнения домашнего задания строевыми и спортивными занятиями, соревнованиями.

Из-за особого распорядка дня и потребности в специальных помещениях для кадетских классов в школе отведено отдельное крыло.

На уроках это обычный класс (вот только девочек мало или совсем нет), который учится по расписанию своей параллели под присмотром классного руководителя. А после уроков класс переходит под начало воспитателя. Чаще всего эту роль выполняют бывшие офицеры.

При выборе – идти ребенку в кадетский класс или в обычный – часто решающий голос принадлежит родителям. А ребенок просто поддается на уговоры. Но силой, конечно, детей никто не держит. Это ведь не армия: ты можешь уйти в любой момент. Опросы показывают, что соблазн отказаться от дополнительных трудностей и нагрузок испытывают многие кадеты. Но почти всегда остаются.

Социальный заказ и возможности школы

Кадетские классы… Потребность в такой форме образования для мальчиков, наверное, испытывают многие педагоги и родители: феминизация образования и семейного воспитания стала уже привычной. А это значит, что мальчишки почти не видят образцов мужского поведения. Или «образцы» бывают такими, что уж лучше бы их не видеть. Кадеты же каждый день общаются со взрослым, который в реальных житейских ситуациях демонстрирует им, что такое честь, дружба, верность слову, преодоление, самодисциплина.

Второй фактор – проблема занятости подростков. Форм осмысленного и некриминального досуга с закрытием бесплатных клубов и секций становится все меньше. Этим соображением тоже руководствуются родители, определяя сына в кадетский класс. А учитывая программу военно-спортивной подготовки, можно надеяться, что сын не просто не будет болтаться по улицам, но еще и окрепнет физически, станет более дисциплинированным.

Некоторых родителей так «вдохновляет» идея присмотра за их трудным ребенком, что они вполне серьезно интересуются, нельзя ли оставить его в школе и на выходные. Ребенку из такой семьи явно пойдет на пользу пребывание в хорошо обустроенной, доброжелательной образовательной среде, где он чувствует себя не обузой, а членом сообщества.

Подобные потребности существуют во многих регионах. Но кадетские классы открываются далеко не в каждой школе и даже не в каждом городе. Наверное, главным образом оттого, что нет достаточного количества людей, готовых взвалить на себя эту работу. В 17-й школе Димитровграда все началось с энтузиаста, офицера-отставника, который хотел работать с ребятами. По опыту других школ можно сказать, что именно так все и начинают.

В школе сначала открылся кадетский клуб. Педагоги посмотрели на работу руководителя, на реакцию родителей и ребят и решили преобразовать клуб в класс в параллели пятых. Сейчас в школе по одному такому классу – с пятого по девятый.

За и против

За семь лет работы школа оценила плюсы и минусы этой формы образования.

К плюсам несомненно относится расширение набора позитивных образов, предлагаемых школой. В школе теперь стало престижно быть защитником, спасателем. Сугубо военная направленность кадетских классов первых лет сменилась ориентацией на МЧС. Армейский имидж сейчас далек от идеального, а спасатель вызывает уважение и восхищение.

Безусловно полезными оказались кадетские классы как ниша для сложных, независимых мальчишек, склонных к лидерству. В других классах они вряд ли удержались бы. А здесь можно дать выход энергии, продемонстрировать свою мужественность, доказать сопернику превосходство не в драке, а на полосе препятствий.

Проблем, как это бывает с любым новым начинанием, тоже было достаточно. Например, не все учителя приняли идею кадетства. Кого-то пугала сама идея – потворствовать тому, чтобы дети становились солдатиками. Кто-то упрекал организаторов в том, что школьные кадеты простоваты и недостаточно куртуазны по сравнению со своими дореволюционными прототипами.

Некоторые учителя просто отказывались работать в кадетских классах из-за значительного отличия от других, привычных. Ученикам кадетских классов нужен более высокий темп работы, элементы соревновательности, неоднократная смена видов деятельности. И большая самостоятельность, субъектность в процессе учебы. На первый взгляд кажется, что построение, дисциплина, повышенная требовательность, наоборот, формируют подчиненную позицию. Но эффект оказывается обратным. Видимо, из-за того, что более спартанскому образу жизни предшествуют решение ребенка стать кадетом и постоянный выбор: уйти туда, где легче, или подтверждать свое первоначальное решение. Такой опыт воспитывает волю, активность, самостоятельность, ответственность.

Проблема с кадрами остается одной из самых трудных. Педагоги и управленцы школы решили, что самый разумный путь развития кадетского образования – в постоянном анализе успехов и недостатков и в обучении воспитателей. Как показывает практика, главное направление в этой работе – гуманизация отношений в воспитании и обучении.

Рейтинг@Mail.ru